За последнее время в отношениях США и Ирана снова появилось напряжение, и это оказалась на первых страницах мировой прессы. Новоизбранный президент Трамп никогда не скрывал свое недовольство в связи с соглашениями, которые заключила администрация Обамы с Ираном. Он уверен, что можно было достичь большего. После того, как Иран испытал ракеты, президент США подверг Иран сильной критике, заявив, что это было определенным предупреждением Тегерану.
Министр обороны Матис, в свою очередь, заявил, что Иран является страной, которая на государственном уровне оказывает поддержку терроризму. А если учитывать подчеркнуто про-израильскую позицию новой администрации США и то, что израильская община и Израиль были основными критиками переговоров США с Ираном, то картина становится более полной. Испытание ракет, по большому счету, нельзя считать нарушением соглашения о ядерной программе Ирана, однако это послужило очень удобным поводом для Трампа, чтобы ввести в повестку необходимость редактирования отношений США-Иран.
Отношения США-Иран нужно рассматривать также с точки зрения формирующейся глобальной американской политики. Как бы ни казалось странным, сегодня Россия необходима США не меньше, чем США России. Развивающийся Китай является основным политическим и экономическим конкурентом США и основным претендентом на роль второй сверхдержавы. США не могут этого позволить, следовательно, они должны предпринимать меры, чтобы ограничить экономический рост Китая любой ценой. Иран сейчас на пути превращения в региональную супердержаву, и, по мнению США, представляет угрозу для безопасности Израиля и может приобрести большое влияние на Ближний Восток, вытеснив США.
Нужно учитывать, что Трамп достаточно хороший переговорщик и в этом процессе будет иметь свою выгоду. Что может ожидать Трамп от России? Очевидно, что Россия не уступит своих позиций в вопросе Крыма, Москва имеет общие интересы с США в вопросе Сирии, в вопросе борьбы с международным терроризмом и так далее. А если учитывать заявление Трампа о том, что он не собирается тратить американские деньги на обеспечение безопасности других стран (здесь можно понимать сокращение некоторых программ НАТО, исключение размещения установок американских ПВО в Европе), то интересы двух государств по ряду вопросов совпадают, и двусторонние отношения получают новый характер. На данный момент есть три варианта развития сценария в отношениях Иран — США.
Первый, не очень вероятный, сценарий: стороны попробуют смягчить риторику и продолжат работу на основе достигнутых договоренностей.
Второй, более вероятный, вариант: Трамп потребует отменить достигнутые договоренности и предложит начать новый переговорный процесс с более выгодной для себя стартовой позиции.
Третий, самый худший, сценарий: введение новых санкций по отношению к Ирану или возобновление старых санкций в полном объеме.
С этой точки зрения, Армения опять окажется в сложной ситуации. Если санкции по отношению к Ирану снова вступят в силу, то Армения не сможет продвигать свои экономические проекты с соседом в полном объеме. Более того, применение санкций может создать некоторые трудности в отношениях ЕАЭС-Иран, которые для Армении имеет определенное значение и выгоду, потому что Армения является единственным членом ЕАЭС, который имеет наземную границу с Ираном.
Так что, если США решат применить жесткую позицию по отношению к Ирану, не исключено, что в переговорах с Россией отношения с Ираном могут стать предусловием, как в формате ЕАЭС-Иран, так и Иран-Россия. Однако это только в том случае, если США примут решение абсолютно изолировать Иран от внешнего мира. Согласится ли Россия с этим приглашением — тема другой дискуссии. А что касается Армении, то учитывая эти реалии, Армения должна как можно заранее планировать свои действия в случае вероятного возобновления санкций против Ирана., поскольку США не будут медлить и ждут, не дождутся, удобного случая для реализации самого вероятного из сценариев.