После встречи во Владивостоке премьер Абэ пребывал в хорошем настроении, он заявил, что появились перспективы для развития территориальных переговоров. Однако после встречи в Лиме выражение его лица изменилось. Что же тогда сказал ему Путин? Ответы следует искать в 1956 году, когда были восстановлены советско-японские отношения, но в дело вмешались США.
На пресс-конференции президент Путин коснулся «угрозы Даллеса»
В декабре прошлого года в Японии прошла встреча между президентом Путиным и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Премьер Абэ так прокомментировал ее результаты: «Мы договорились начать обсуждение особой системы для реализации совместной хозяйственной деятельности на четырех северных островах». Он также заявил: «Начало обсуждения совместной хоздеятельности — это важный шаг к заключению мирного договора».
Ранее для японского правительства условием для заключения мирного договора являлась проблема «северных территорий». Это не приносило никаких ощутимых результатов. В основном все японские СМИ подчеркивали, что по территориальной проблеме нет никаких подвижек.
Тем не менее я считаю, что не было ни одной встречи на высшем уровне, в ходе которой стало бы настолько понятно отношение российской стороны к проблеме «северных территорий». Оно проявилось во время совместной пресс-конференции после встречи глав России и Японии. На вопрос журналиста президент Путин ответил: «Например, в 1956 году Советский Союз и Япония близко подошли к разрешению этого спора и подписали (и не только подписали, но и ратифицировали) Декларацию 1956 года, как мы знаем. В то же время Соединённые Штаты, которые считают, что у них есть интересы в этом регионе, практически устами тогдашнего госсекретаря господина Даллеса объявили ультиматум Японии: если в Японии сделают что-то, что противоречит интересам Соединённых Штатов, то тогда Окинава уйдет полностью под юрисдикцию США».
Проблема «северных территорий» касается не только Японии и России. Она также относится к взаимоотношениям между Японией и США. И я думаю, что президент Путин неоднократно напоминал премьеру Абэ об этом исторически досадном моменте.
В подходе России и Японии к «северным территориям» есть серьезные разногласия. Японский МИД объяснял японцам следующее: «Несмотря на действие Советско-японского пакта о нейтралитете, СССР нарушил этот договор и продолжил атаковать Японию и после ее капитуляции, незаконно захватив "северные территории". В настоящее время Россия фактически владеет этими островами». В свою очередь, Россия подчеркивает, что она обладает законными правами на острова, поскольку СССР победил во Второй мировой войне, и острова отошли ему по результатам этой войны.
Следовательно, у России и Японии нет территориальной проблемы.
Чьи же заявления разумны? С точки зрения исторических фактов права Россия.
Если исследовать ход послевоенных переговоров, Каирскую, Ялтинскую конференции и так далее, то «северные территории» — это советский трофей. В то время Сталин потребовал, чтобы Хоккайдо был разделен на северную и южную части, подобно Берлину, и чтобы северная часть стала советской.
Скончавшегося от болезни президента Рузвельта сменил президент Трумэн, который отверг предложение о разделе Хоккайдо. Взамен он предложил южную часть Сахалина и Южные Курилы. Другими словами, именно США сказали, чтобы СССР забирал «северные территории».
Что касается нарушения пакта о нейтралитете и начала войны против Японии, то этого также потребовал президент Рузвельт. Войска на «северные территории» доставил американский линкор «Миссури». Это произошло до того, как 2 сентября Япония подписала капитуляцию.
Другими словами, Японии и СССР еще находились в состоянии войны, поэтому захват «северных территорий» нельзя назвать незаконным. Более того, российская сторона недоумевает: какие могут быть претензии, если всех жителей выслали, никого не убив?
Это на 100% отличается от сведений из японских учебников и информации МИД Японии. Изначально девиз «северные территории — исконно наши земли» — это чудовищная ложь. Единственное, что можно сказать, что эти территории принадлежат айну (народ, проживающий на острове Хоккайдо — прим. ред.), но нет никаких доказательств того, что острова являются японскими.
В соответствии с международными правилами территории присваиваются в результате войны. Если что-то не устраивает, то их остается только вернуть при помощи военной силы. Что касается «северных территорий», то западная коалиция признала, что они принадлежат России по результатам Второй мировой войны. Япония настаивает на том, что это исконно японские территории. Это означает, что она не признает результаты Второй мировой войны.
Именно поэтому российские политики и чиновники часто говорят о том, что Россия не может вести переговоры о мирном договоре и возврате территорий в свете того, что Япония не признает результаты Второй мировой войны. Президент Путин также неоднократно повторял: «Отправная точка для переговоров — это признание результатов Второй мировой войны», однако в этот раз в самом начале он даже упомянул «угрозу Даллеса».
«Угроза Даллеса» — это событие, произошедшее в августе 1956 года во время переговоров в Лондоне между министром иностранных дел Японии Мамору Сигэмицу (Mamoru Shigemitsu) и госсекретарем США Джоном Фостером Даллесом. Даллес поставил условие для возврата Окинавы: Япония должна потребовать, чтобы СССР вернул все четыре острова сразу.
Поскольку СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор, дипломатические отношения между ним и Японией были восстановлены в октябре 1956 года. Тогда стороны подписали Советско-японскую декларацию. СССР и Японии удалось прийти к компромиссу: после подписания мирного договора Японии передаются острова Шикотан и Хабомаи. И тут вмешались США.
Это и есть «угроза Даллеса». В свете обострения холодной войны сближение СССР и Японии, а также развитие территориальных переговоров серьезно беспокоило США. Есть мнение, что правительство Японии было против возврата двух островов, но так или иначе именно «угроза Даллеса» стала причиной того, что Токио начал требовать вернуть все четыре острова. То есть президент Путин дал четко понять, что США оказали колоссальное давление.
В результате СССР и Япония не смогли договориться, территориальная проблема оказалась под сукном, и мирный договор подписан не был.
Дерзкое предложение как условие для возврата «северных территорий»
Встречи глав России и Японии прошли в мае в Сочи, в сентябре во Владивостоке, в ноябре в Лиме и еще 12 раз. После встречи во Владивостоке премьер Абэ пребывал в хорошем настроении, он заявил, что появились перспективы для развития территориальных переговоров. Однако после встречи в Лиме выражение его лица изменилось. Что же тогда сказал ему Путин? Может быть, следующее:
«Мы можем вернуть, по крайней мере, два острова. Тем не менее суверенитет перейдет Японии, в результате чего острова подпадут под действие японо-американского соглашения в области безопасности. Если США захотят разместить на Южных Курилах ракеты, вы сможете им отказать?».
Россия не допустит того, чтобы на возвращенных островах появились американские военные базы. Тем не менее правительство Японии, требующее, чтобы страну защищали вплоть до архипелага Сенкаку, не сможет сказать США, чтобы они исключили «северные территории» из договора о безопасности.
В этом смысле министр иностранных дел России Сергей Лавров не ошибается, заявляя, что территориальные переговоры не развиваются, поскольку Япония не является независимой страной, которая может сама принимать решения. Возможно, именно это президент Путин открыто заявил опешившему японскому лидеру:
«Ведь, это нереально. Изначально именно США поставили на кон возврат Окинавы и помешали вернуть два острова, а также подписать мирный договор. Япония приняла эти условия, и твой двоюродный дед, Эйсаку Сато (Eisaku Sato), вернул Окинаву. Может, тогда обсудим возврат Южных Курил на тех же условиях?».
Что касается возврата Окинавы, то помимо «угрозы Даллеса», было еще одно дополнительное условие, которое скрывает МИД Японии: гражданская власть будет возвращена, а военная — нет.
Именно поэтому Япония не может предъявить никаких претензий, если на Окинаве происходят инциденты или там размещают минно-тральные корабли USS Osprey. Часть этой договоренности известна в Японии под названием Соглашение о статусе войск. Тем не менее правительство Японии ни разу не представило японцам пояснений, касающихся этого соглашения.
Нет сомнений в том, что дерзкое предложение президента Путина вернуть гражданскую, но не военную власть на острова, чтобы избежать появления там американских военных баз, обескуражило премьера Абэ, и тогда он осознал всю глубину и сложность территориальной проблемы.
Глава Японии, пообещавший урегулировать проблему «северных территорий», пока живо его поколение, вынужден продумывать этот вопрос в одиночку и делать следующий шаг. Если с кем-то советоваться, это может только навредить. По слухам, генеральный секретарь Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти (Syotaro Yachi) заявил российскому высокопоставленному чиновнику, что в случае передачи Японии Курильских островов, там могут оказаться военные базы США.
Сложно понять, что творится в душе у премьера Абэ, который осознал всю глубину этой проблемы.
В ходе встречи на высшем уровне в декабре Россия и Япония взяли курс на совместную хозяйственную деятельность в соответствии с «особой системой». Можно предположить, что «особая система» подразумевает способ возврата Окинавы: приоритет отдается экономической деятельности при разделе суверенитета. То есть Путин и Абэ положили под сукно территориальную проблему, которая может вызвать нервную реакцию со стороны США, и сосредоточились на мирном договоре, а также такой деятельности, как энергетика и туризм, которая может принести дивиденды не только России, но и Японии.