Местные и заокеанские генералы и политики предупреждают, что солдат НАТО, прибывающих на постой в Латвию, Литву и Эстонию, поджидает опасность. Нет, это не горы, не овраги и не лес. И не нацболы, норовящие перелезть через забор в казармы. И даже не «вежливые люди», уже года три заочно пугающие власти Восточной Европы.
Мина под НАТО закладывается в интернете. Об этом наиболее внятно заявила президент Эстонии Керсти Кальюлайд: «Размещение в стране контингента НАТО станет поводом для развязывания пропагандистских компаний в СМИ». Скоро мы увидим различные злонамеренные информационные действия, которые ставят своей целью посеять сомнения, считает президент Эстонии.
Немецкие, испанские и канадские солдаты еще ничего не натворили. Газеты и порталы еще ничего не написали. Однако до читателей и журналистов заранее доводится мысль: писать критично о проделках иностранных солдат и офицеров — значит «сеять сомнения» и «развязывать пропаганду».
О НАТО в странах Балтии следует писать как о покойнике: или хорошо, или ничего.
Интереснее, впрочем, другое. В самом НАТО не брезгуют заниматься «злонамеренными информационными действиями». Здесь можно вспомнить инцидент в Старой Риге, когда выписанный на защиту Латвии британский солдат по пьяной лавочке сломал нос подзащитному рижанину. Источники в НАТО оперативно выдали, а британские СМИ быстро распространили фейковую новость о том, что рижанин со сломанным носом был кремлевским провокатором. Позже вранье было разоблачено, ложки нашлись, но осадок остался.
И еще. Носы и челюсти рижан и других жителей Латвии защищать становится все сложнее. Иностранная военная группировка в стране растет. При этом профессиональных мотивированных военных Латвии отправляют подальше из страны — в Ирак и Афганистан.
На их место уже к лету планируется завезти слабо разбирающихся в местных условиях вооруженных албанцев и испанцев. Понятно, что человек, защищающий свою родину (в нашем случае Латвию), стоит десятка албанцев. И наоборот. К чему тогда добровольно ослаблять обороноспособность страны, разменивая латвийских солдат на иностранных?
Или задумываться об этом — значит «сеять сомнения» и «развязывать пропаганду»?