Было предсказуемо, что накануне годовщины событий в Ходжалы Азербайджан предпримет «что-нибудь» на линии соприкосновения войск с Карабахом. Но на этот раз такой трюк сыграл злую шутку с Баку.
За день до ходжалинских событий, в ночь на 25 февраля, предпринятые азербайджанской стороной диверсии сразу по двум направлениям — Анка и Мартуны, имели тяжелые последствия не для Арцаха, а именно для Азербайджана.
Потери азербайджанской стороны по направлению Мартуны были настолько велики, что в рядах Азербайджана началась паника, похожая на то уныние, какое овладело ими в апреле прошлого года, когда армянские войска перешли к контрнаступлению. В Азербайджане снова стали распространятся противоречивые новости, снова началось бегство пастухов.
Ажиотаж был настолько большим, что в Азербайджане не знали даже как представить общественности случившееся. И пока выбор был остановлен на том, чтобы ограничиться заявлением о потере пятерых военнослужащими, оставшихся на линии соприкосновения, друг за другом последовали заявления экспертов, представляющих страны — посредников Минской группы ОБСЕ, а позже и заявление самой Минской группы ОБСЕ.
В этом контексте особого внимания достойны экспертная оценка и предложения бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ, организатора переговоров Ки Уеста Керри Ковано, суть которых состоит в том, что необходимо зафиксировать «нападающую сторону» и применить по отношению к ней санкции, используя рычаги ООН.
Сложившая ситуаций и вероятность нового безрезультатного визита министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Маммедъярова в Москву сделали очевидным, что у Баку нет разрешения на то, чтобы начать новую апрельскую войну, но в то же время, нет и воли и желания выполнять решения, принятые по итогам апрельской войны в Вене и Санкт-Петербурге. Азербайджан не в силах даже представить собственной общественности оценку предпринятой в ночь на 25 февраля провокации.
МИД Турции, беря на себя обязанности своих азербайджанских коллег, неспособных реагировать на сложившуюся ситуацию, выступил с заявлением, подтверждающим азербайджанскую версию произошедшего, и призвал Армению «следить за прекращением огня и прекратить агрессию».
Конечно, не стоить удивляться турецкому цинизму, поскольку, если не дай бог, азербайджанские диверсанты достигли бы своей цели, МИД Турции повторял бы ту же песню, но без соболезнований, направленных азербайджанскому народу.
Стало очевидно, что, хотя сопредседатели Минской группы ОБСЕ, как и раньше, в своих заявлениях не указывают на напавшую сторону, а МИД Турции продолжает придерживаться своей расистской позиции, в общем счете сложившаяся ситуация является новым капканом для руководства не Армении, а Азербайджана.
В прошлом такими нападениями администрация Ильхама Алиева принимала образ сильной стороны, давала понять странам-сопредседателям, что будет продолжать дестабилизацию линии соприкосновения войск, если они не начнут воплощать в жизнь желанный для Баку вариант урегулирования конфликта.
Сейчас происходит ровно противоположенное. Все прекрасно понимают, что инициатором нестабильности была азербайджанская сторона, которая сама же понесла многочисленные потери и с помощью Красного креста пытается вывезти тела погибших. Поэтому, если Ильхам Алиев снова обратится к посредникам, они очень спокойно могут дать понять — «кто заварил кашу, тот пусть и расхлебывает», а сами умоют руки.
В таких условиях новый визит министра иностранных дел Азербайджана Мамедъярова в Москву становится просто бессмысленным. Поэтому, ради спасения ситуации, Ильхам Алиев сам вынужденно отправляется в Анкару с надеждой, что возможно Реджеп Эрдоган подскажет ему как выбраться из капкана. Очевидно, что цель визита обусловлена желанием вовлечь Турцию в карабахский конфликт. Одновременно, делая Анкару посредником своих отношений с Москвой, Алиев только лишь ужесточит и без того четкую позицию России.
Москва сама желает стать главным модератором урегулирования карабахского конфликта, но для этого ей нужно время, как минимум до конца ожидаемых в Армении выборов. Очевидно также, что Запад не будет против осуществления параллельного с процессом Минской группы ОБСЕ посредничества на основе Мадридских принципов. Однако вся проблема в том, что Баку хочет пересмотреть также и Мадридские принципы, оставив при этом в стороне основной их смысл — вопрос реализации права на самоопределение Нагорного Карабаха.
Руководство Азербайджана сейчас ожидает, что Турция, как региональная держава, вовлекаясь в процесс урегулирования карабахской проблемы, может составить противовес возможному посредничеству России. А единственным «обоснованием» такого привлечения может быть угроза прямого вовлечения Турции в конфликт. Возможно, именно этим объясняется недавняя активизация военных маневров турецких войск вблизи армянских границ.
Это означает, что «наследственный монарх» Азербайджана на этот раз имеет далеко идущие планы. И если эти планы получат окончательное одобрение в Анкаре, то, возможно, мы будем иметь дело с более крупным конфликтом, чем военные действие в апреле. Как доказательство сказанного, напомним, что в прошлом году до начала своей военной авантюры Ильхам Алиев посетил Турцию и после переговоров Эрдоган торжественно сопроводил Алиева до аэропорта и очень долго пожимал ему руку, желая удачи в начавшейся несколькими днями позже апрельской войне.
В предстоящие дни нужно быть крайне внимательными к так называемой «интимной стороне» встречи и переговоров Эрдогана с Алиевым, никогда не скрывающих свои намерения. Если повторится сцена прощания с объятиями и долгими рукопожатиями, значит Реджеп отправляет Ильхама на войну.