На днях вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец выступила с революционным предложением — отменить прямоугольные классы в школах и сделать квадратные. По ее мнению, прямоугольные классы — это печальное наследие нашего советского прошлого.
«Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные. Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе», — так сказала Голодец. И добавила: «Учитель становится не ментором в данном случае, а он помогает ребенку развивать его талант». «Готовы ли мы к такой постановке вопроса, и как перейти из одной точки в другую — наверное, это самый сложный сегодня вопрос». Ну теперь дело пойдет — за образование не страшно. А вы говорите, у нас сегодня комедийный жанр умирает…
Конечно, квадратные классы — это здорово. В Финляндии вот вообще круглые. Может, поэтому их среднее образование считается одним из лучших в мире? Да наверняка. И мел у них, наверное, хороший, финский, поэтому учителя на доске пишут умные вещи. И от того, что классы круглые, они никогда про ЕГЭ не слышали.
Помните, как герцог из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» в исполнении Леонида Броневого собирался воевать с Англией? «Гвардию построить на центральной площади. Форма одежды — летняя, парадная. Синие мундиры с золотой оторочкой. Рукав вшивной. Лацканы широкие. Талия на 10 см ниже, чем в мирное время», — так герцог объявлял экстренные меры по подготовке боевого состава своей армии. Думается, эффективность такой войны была примерно та же, что и эффективность предложения Голодец для образования.
Когда в школе обваливается крыша, детям все равно, какой формы у них класс. Точной статистики найти не удалось, но даже по ручным, «кустарным» подсчетам, несколько десятков школ за эту зиму потерпели аварии из-за снега — крыши обваливаются с огорчительной частотой. И дело тут, разумеется, не в стихии — попросту нет денег на ремонт. Когда прорывает трубу отопления, детям и учителям совершенно все равно, наследуют они советскому прошлому в своих прямоугольных классах или идут в ногу со временем. Тут бы не обвариться кипятком из трубы.
На конец прошлого года около 400 школьных зданий в России были признаны аварийными. Некоторые из них уже снесены, на их месте построены коттеджи для чиновников. Поэтому к концу 2017-го статистика наверняка будет более парадной. Примерно 70% городских школ и 20% сельских подключены к интернету. И 20% сельских школ не оснащены элементарными, простейшими коммуникациями. Речь в данном случае, как вы понимаете, не об интернете.
Единый государственный экзамен — тема вообще отдельная. Но даже в рамках этого недоразумения в России умудряются проводить на детях еще более бесчеловечные эксперименты. ЕГЭ существует в России десять лет. За это время подросло целое поколение, которое твердо усвоило: думать не надо — надо уметь выискивать правильный ответ в тестовом задании. Это уже не образование — это дрессировка. А в последний год и эта дрессировка существенно упростилась. Так, например, количество заданий по биологии в этом году сокращено с 40 до 28, по химии — с 40 до 34. Сам экзамен удлинился на полчаса. Словом, все для вас, детки, пусть вам будет не трудно и комфортно. А потом удивляемся — отчего это Россия по качеству высшего образования не входит в число двадцати пяти лучших образований мира? Правда, странно?
Министр образования, конечно же, лукавит. Пафосные слова о том, что гражданин обязан знать историю своей страны, выглядят не самой умной шуткой на фоне отношения государства к истории России. В течение 2017 года все российские школы перейдут на новые учебники истории. Затея с единым учебником истории не прошла, что уже хорошо, однако был принят единый стандарт, в соответствии с которым написано три учебника. Переоценка российской и советской истории в них настолько бросается в глаза, что можно цитировать бесконечно. Вот лишь несколько примеров. В предыдущем учебнике, изданном в 2006 году, сталинскому правлению отводилось 12 страниц, приводилась статистика жертв репрессий, подробно рассказывалось об уничтожении высшего командного состава армии накануне войны. В нынешних учебниках сталинскому периоду отведены две страницы. Количества жертв — нет. Про уничтожение высшего командного состава — нет. Зато мощный упор делается на индустриализацию. «Индустриализация проходила в условиях „враждебного" окружения. Следствием противостояния с „миром капитала" стало создание военно-промышленного комплекса, — пишут авторы. — Здесь не действовали принципы рыночного хозяйства, на которых выросла индустрия Запада».
Еще один абзац о показателях: «По объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и второе место в мире — вслед за США. Советский Союз превратился в индустриальную державу». Про трагедию коллективизации сказано лаконично: «Был остановлен характерный для второй половины XIX — начала XX века процесс расслоения крестьянства». И странно — отчего это крестьяне остались так недовольны коллективизацией? Зато правлению Путина отведено аж 35 страниц. Надо ли говорить, сколь они комплиментарны и сколько места отведено в них торжественному «возвращению» Крыма и предательской политике Запада? «В странах Запада сложился во главе с США единый антироссийский фронт, ставящий целью с помощью системы санкций „наказать" Россию за Крым и за неприятие большинством населения юго-восточных областей Украины национализма киевской власти», — резвятся авторы.
Одновременно по стране ставят памятники Сталину, запрещают подвергать сомнению подлинность истории с 28 панфиловцами и строят игрушечные рейхстаги, чтобы созданная «Юнармия» могла тренироваться в уничтожении врага. А на концерте по случаю Дня защитника Отечества девочка читает со сцены стихи, глядя в довольное лицо вождя в первом ряду: «А я, будь хоть дедом преклонных годов/Реально, по жизни, по сути/Немецкий бы выучил только за то/Что им разговаривал Путин». Хорошо еще, что не сказала «в натуре» или «походу». Зато эта девочка и ее друзья будут все знать об украинском нацизме, а про 37-й год будут знать, что это был расцвет индустриализации. Собственно, именно для этого и начинают осваивать новый учебник истории, для этого и делают экзамен по истории обязательным. Реально, по жизни, по сути.