Достигнутые в ходе недавнего визита Ильхама Алиева в Пакистан договоренности о продаже Баку пакистанских баллистических ракетах станут причиной новой волны соперничества вооружений, которое продолжается в регионе на протяжении многих лет и носит опасный характер.
Если в годы карабахской войны арсенал сторон был очень скромным, то сейчас регион с точки зрения вооружений является сверх насыщенным и сверх загруженным. По оценкам специализированных в этой области структур, Армения самая милитаризованная страна в регионе. А Азербайджан, согласно Международному стокгольмскому институту исследований проблем мира, занимает 21-ое место в списке 40 крупнейших импортеров вооружений. За последние пяти лет Азербайджан импортировал в двадцать раз больше оружия, чем Армения. Хотя большую часть этих вооружений Баку приобрел у России, в последние годы Азербайджан в военно-политической сфере резко активизировал сотрудничество с такими странами, производящими вооружения, как Израиль и Пакистан.
На фоне увеличения вероятности нового военного армяно-азербайджанского столкновения Азербайджан, углубляя сотрудничество в военно-промышленной сфере с Израилем и Пакистаном, делает четкие шаги в направлении снижения своей зависимости от России. А это означает постепенное ослабление позиций, а значит и контроля, России в регионе. Начиная с 2010 года, когда Россия на основе заключенного договора взяла на себя обязанности обеспечения армянской армии новейшими вооружениями и одновременно начала продавать Азербайджану оружие в большом количестве, Москва стала основной балансирующей силой в регионе. Гонка вооружений в это время с отношений между Арменией и Азербайджаном в некотором смысле переместилась на поле отношений Россия-Азербайджан.
Поэтому, пока Россия является основным поставщиком вооружений Баку, зависимость этой страны от Москвы сохраняется. Ведь поставка вооружений несет за собой вопросы технического обслуживания, обучения персонала и так далее, что может служить в качестве рычагов политического влияния. Сейчас Россия не имеет другого серьезного рычага влияния на Азербайджан помимо военной составляющей их двухсторонних отношений. А если и этот рычаг начинает слабеть, а признаки этого уже заметны, то Азербайджан выходит из-под контроля России, угрожая стать непредсказуемым фактором для безопасности Москвы и региона. Поэтому, неслучайно российские проправительственные СМИ активно тиражируют заявления высшего руководства Армении и Арцаха о возможности применения против Азербайджана «Искандеров». Это можно считать своеобразным проявлением беспокойства российской стороны в связи с действиями администрации Алиева, которые направлены на ослабление зависимости от России.
По мнению бывшего министра обороны Армении Вагаршака Арутюняна, возможное ослабление позиций РФ в регионе на фоне гонки вооружений является самим верным путем, ведущим к войне. «Азербайджан ныне, сотрудничая с Россией, Пакистаном и Израилем, решает конкретные задачи с точки зрения Баку. У Израиля покупает БЛА и желает приобрести систему «Железный купол», а у Пакистана — баллистические ракеты средней дальности. Углублением же военно-технических отношений с Россией, с одной стороны, модернизирует свои вооружения, а с другой стороны, преследует цель испортить армяно-российские отношения»,- в беседе с агентством отметил Арутюнян.
Одновременно, с точки зрения карабахского конфликта, Вагаршак Арутюнян считает сомнительным эффективность баллистических ракет и противоракетных систем, приобретенных у Пакистана и Израиля. «"Железный купол" не сможет закрыть небо Азербайджана для «Искандеров», которые проводят боевое дежурство в армянской армии, а в баллистический ракетах Баку вообще не нуждается. Баку может обстрелять Ереван также из Нахиджевана. Это просто сомнительные расходы с военной и стратегической точки зрения, смысл которых — найти PR-ответ "Искандерам"»,- сказал бывший министр, указывая на то обстоятельство, что Пакистан и Израиль не могут продавать такие виды вооружения Азербайджану без разрешения США. «А США стремится ослабить влияние России в регионе. Поэтому, долгосрочная цель этих военных сделок ясна»,- заключил он.