К наиболее популярным фразам, связанным с Россией, которые можно найти в сербском «Гугле», относятся следующие: «Русские — это сербы», «Русские — это сербское племя», «Русские произошли от сербов». Попытку прокомментировать этот феномен предпринял Никола Танасич, философ и аналитик портала «Новая сербская политическая мысль». Статья была опубликована 23 февраля в нашей печатной версии «Р Магазин», которая является приложением к газете «Недељник».
Сербские иллюзии о русских и России имеют под собой множество оснований, но главная причина, то есть та, которая привела к современному распространению мегаломанских идей о «русских как сербском племени», заключается в общем упадке образования, деградации просвещения (особенно его влияния на общественный дискурс), гипертрофии информации в век интернета и, разумеется, в пресловутом «пожелтении» СМИ, а с ними и общественности. Хорошо известно, что огромная любовь сербского народа к русским непропорциональна осведомленности сербского народа о русских. При этом огромные пробелы, существующие в сербских исторических знаниях, как правило, компенсируются мифами, берущими начало в сербском фольклоре, а в последнее время нередко и откровенной ложью и выдумками.
Здесь необходимо отметить два объективных обстоятельства, и оба они имеют отношение к адаптации западных парадигм в формировании сербской учебной историографии. Более ста лет сербские учебники истории писались по образцу западных (немецких, французских и прочих), и Россия появлялась и фигурировала в них как фактор практически только после Петровских реформ (когда Россия «вошла в клуб» западных государств). Скудная информация о России 18 века чаще всего служила исключительно вступлением к рассказу о конфликте Наполеона с Россией. Для значительной части Европы это столкновение было первым знакомством с Россией как исторической силой. Таким образом, в школьных учебниках истории, которые использовались десятилетиями, описывались, к примеру, Столетняя война между Англией и Францией и крестовые походы, но никаких упоминаний не было, скажем, о Куликовской битве, Новгородской республике и даже о Крещении Руси.
Кроме отсутствия России в школьной программе, роль сыграло то, что среди сербов, особенно во второй половине 20 века, распространилось большое недоверие к официальной историографии. Прежде всего, это было связано с тем, что в СФРЮ по политическим причинам грубо «ретушировалась» новейшая история сербского и южнославянских народов на потребу официальной идеологии, проповедовавшей единство южных славян. Разоблаченные исторические фальсификации вместе с распространившимся среди сербов недовольством «германской школой» историографии, чья незаинтересованность в истории славян объяснялась попытками фальсифицировать и вообще списать со счетов славянскую историю, подорвали доверие народа к историографии как науке. Но если для образованных людей это не было проблемой, то для необразованных это стало поводом признать любое научно обоснованное обсуждение истории бессмысленным, а любую выдумку или собственную фантазию поставить на одну планку с серьезными историографическими исследованиями, которые проводились с привлечением соответствующих источников.
Если ко всему этому добавить ставший сегодня всеобщим доступ к информации в интернете, где любой может писать что угодно, и где мало кто проверяет источники и обоснованность того, что читает, мы получим нынешнюю ситуацию. Сегодня фантастическая проза псевдоисториков и профанов, часть которых даже не скрывает, что занимается фикцией, а не наукой, в интернете стала популярнее серьезных, сухих и пространных исторических монографий, где ничто не преподносится в черно-белом цвете, нет ничего однозначного, а информация не раздроблена на мелкие и удобоваримые отрезки, которые легко читать малообразованным людям.
Все это поставило нас в ситуацию, когда значительная часть сербской общественности имеет по сути фантазийные представления о сербской истории. Псевдоисторики, для которых ни один золотой период сербской истории не достаточно блестящ, выдумывают небылицы о «древней Сербии», которая существовала еще до всех письменных свидетельств о славянских народах (и до письменной истории как таковой). В этих сказках «древняя» и «изначальная Сербия» предстает своего рода «древней Америкой»: самой мощной в военном отношении страной с самыми развитыми технологиями и самым высокоразвитым с точки зрения культуры обществом, которое, несмотря на все свои достижения, непонятно куда делось. И хотя на подобные фантазии «покупаются» очень немногие наши сограждане, они оставляют свой след в общественном сознании. В Сербии больше не модно говорить о «славянстве». Во-первых, из-за печального опыта, связанного с политическим экспериментом в виде Югославии, а во-вторых, из-за недоверия к большей части «славянских братьев» — прежде всего хорватам и болгарам (как ближайшим соседям). Интересно, что существует одна региональная тенденция. Все бывшие народы Югославии выдумывают себе предков, которые не были славянами: будь то древние македонцы, фракийцы, иллирийцы, кельты, этруски и разные другие народы. Это приводит к тому, что в Сербии братство с Россией зачастую не рассматривается в контексте славянского братства, как было в 19 веке. Отношения с Россией объявляются глубоко личными и эксклюзивными, и любой другой славянский народ из них исключается, потому что «все они повернулись спиной к России, и только сербы — нет».
А от идеи, что «сербы и русские — единственные настоящие славяне», до идеи, что «сербы и русские — одно особенное племя» (а раз для него нет названия, назовем его «сербами»), всего несколько шагов, пройти которые особенно просто в условиях, когда не нужно отягощать себя поиском источников и конкретных данных. Учитывая существование интернета, где можно прочитать все что угодно, и сложившуюся ситуацию, когда никто больше не доверяет просвещению, когда просвещением и историографией грубо манипулируют в политических целях (особенно в других странах региона), нет ничего удивительного в том, что сербы предались мечтам и лечат свое политическое разочарование, вызванное новой историей, присваивая себе успехи своих великих братьев, самое близкое родство с которыми никто не оспаривает.
Как с этим бороться? Только знаниями, только терпеливой, обширной и многолетней «обработкой» читателей, серьезными историографическими исследованиями, научно-популярными передачами о русской и сербской истории и взаимоотношениях. Основная проблема в том, что выдуманные небылицы расхожи, легко запоминаются и приятны для уха, тогда как подлинная история зачастую неприятна, мучительна и трудна для усвоения. Поэтому вымыслы и ложь всегда одерживают непродолжительную победу над правдой, но по прошествии времени, правда, всегда находит себе защитников в подлинной науке и подлинной истории и всегда выходит на первый план.
Автор — философ и аналитик портала «Новая сербская политическая мысль».