Вероятно, судьба Хиллари Клинтон была решена еще 5 декабря 2011 года, задолго до того, как кто-то мог представить себе, что Дональд Трамп станет ее политическим убийцей. Если, конечно, это он положил конец эпохе Клинтон.
Давайте начнем с самого начала, а именно — вернемся на несколько сотен лет назад.
У России — выдающаяся история. Образование российского государства уходит корнями еще в IX век. В долине Днепра на территории современной Украины выросла Киевская Русь — обширное, но слабо объединенное государство.
В XVI веке акценты смещаются на восток, и действующим центром власти становится Москва.
Первого царя Ивана IV, которого прозвали «Грозным», недавно чествовали в его родном городе Орле, что к востоку от Москвы (так в оригинале — прим. пер.), установив ему памятник. Это он положил начало тому, что впоследствии станет современной Россией. Памятник вызывает противоречивый чувства. Прозвище «Грозный» Иван IV получил за свою жестокость. По его приказу были убиты тысячи его подданных. Своими руками Иван Грозный умертвил собственного сына.
«У нас великий и самый мощный президент, который заставил весь мир уважать Россию и считаться с нами, как это в свое время сделал Иван Грозный», — сказал губернатор.
Современная Россия — молодое государственное образование, которое появилось после крушения Советского Союза в 1991 году. Эта демократическая Россия — не СССР, оставшийся в прошлом. Но в одном преемственность между Россией и Союзом сохраняется: в представлении о себе как о великой державе, империи.
Это самовосприятие было попрано, когда Советский Союз развалился. Никто не выразил горечь по этому поводу так отчетливо, как это сделал Владимир Путин в своей речи к нации в 2005 году, когда он назвал развал страны «величайшей геополитической катастрофой XX века». В таком самовосприятии важное место занимает Украина. Это колыбель российской государственности и российской православной церкви. Для уважающих историю русских Украина означает больше, чем просто геополитические и экономические интересы.
Речь идет о российской идентичности. Вот почему оранжевая революция на Украине в 2004 году имела такое огромное значение.
Вернемся же к Хиллари Клинтон и 2011 году.
Место — бывшая столица Западной Германии Бонн. Государственный секретарь Клинтон выступала на конференции по ситуации в Афганистане. После речи ей задали несколько вопросов. Последний был от журналиста Стивена Майерса (Steven Myers) из New York Times. Вопрос касался совершенно другой темы — ситуации в России после выборов в Госдуму.
Путин счел, что Клинтон «послала сигнал» русским заговорщикам. Он имел в виду те десятки тысяч россиян, которые проводили мирные демонстрации после известия о планах Путина баллотироваться в президенты еще раз. Я думаю, именно тогда Путин решил: «Кто угодно может быть президентом США. Но Хиллари Клинтон — никогда».
Несколько лет спустя Путин обнаружил идеального кандидата в американские президенты — националиста, который не любит глобализацию. Скептически настроенного по отношению к ЕС и НАТО. Восхищающегося «силой» Путина.
Дональд Трамп — отличный полезный идиот для Путина. Это не значит, что ему нравится в Трампе все. Просто тот ненавидит Клинтон.
Что же будет дальше? Никто не знает. To be continued, как говорится в американских телесериалах.