Экспертная группа East StratCom была создана для того, чтобы разоблачать российскую пропаганду и дезинформацию. Но сейчас этот офис ЕС сам работает «как минимум на грани дезинформации», считает специалист по Украине.
С месяц назад на востоке Украины внезапно вновь обострилась война.
Помимо обычных ежедневных перестрелок, которые продолжались, несмотря на двухгодичной давности договор о перемирии между Киевом и поддерживаемыми Москвой сепаратистами, разразилась настоящая война, в первую очередь вокруг города Авдеевка, который находится на подконтрольной Киеву территории совсем рядом с линией фронта.
Танки. Тяжелая артиллерия. Передовые ракетные системы. Разбомбленные жилые дома. Убито 14 гражданских и минимум 32 военных.
Жесточайшие бои с того времени, как в феврале 2015 года было заключено Второе минское соглашение, по словам Александра Хуга (Alexander Hug) члена Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине.
Шестью днями позже все внезапно снова успокоилось, остались лишь привычные нарушения режима прекращения огня обеими сторонами. Как обычно обвиняющими друг друга в злодействе.
Ползучее наступление Украины
«Украина спровоцировала ситуацию», — сказал президент России Владимир Путин.
«Москва поставила Авдеевку на грань гуманитарной катастрофы, жестоко и безответственно», — сказал президент Украины Петр Порошенко.
СМИ обеих стран последовали примеру своих лидеров, порой даже в более резких выражениях изображая намерения противника.
Ряд западных СМИ опубликовали информацию о том, что именно сепаратисты начали обстрел жилых районов из тяжелого оружия. Но иначе писали другие западные и украинские СМИ — среди них финансируемое государством американское Radio Free Europe и англоязычное украинское издание Kyiv Post — рассказавшие о месяцах «ползучего украинского наступления» на так называемую линию соприкосновения.
Наблюдатели ОБСЕ задокументировали то, что могли, в своих ежедневных отчетах. Не возложив ответственность ни на одну из сторон.
«Как можно видеть из наших отчетов, обе стороны регулярно нарушают Минские соглашения и режим прекращения огня», — пишет пресс-центр ОБСЕ в ответ на вопрос Politiken о том, кто спровоцировал эскалацию, и упоминает, что одной из главных причин обострения было «слишком близкое расположение сил противников на этой конкретной территории», что можно истолковать и как сдержанный намек на «ползучее наступление» украинцев.
«Что на самом деле произошло»
Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям East StratCom — рабочая группа ЕС с 11 сотрудниками, чья главная задача — борьба с российскими мифами и дезинформацией, однако, не усомнилась ни на секунду.
В своем еженедельном Обзоре дезинформации от 9 февраля они ставят Авдеевку в центр внимания и сообщают в инфографике: «Что сказали прокремлевские СМИ: «Никаких российских войск на территории». Что на самом деле произошло: «Повстанцы, поддерживаемые Россией, начали обстреливать украинские позиции».
В следующем обзоре от 16 февраля East StratCom четыре раза ссылается на предыдущий обзор, чтобы опровергнуть российские утверждения о том, что Украина спровоцировала вспышку насилия у Авдеевки. «Не Украина, а Россия и поддерживаемые ей повстанцы обострили ситуацию в Авдеевке», — написали они.
Три специалиста, которые пристально следят за развитием событий на Украине, сказали Politiken, что возложить всю ответственность за эскалацию ситуации вокруг Авдеевки на одну из сторон с разумной степенью уверенности нельзя. Это Балаш Ярабик (Balazs Jarabik), специалист по Украине от американского аналитического центра «Фонд Карнеги за международный мир», Флемминг Сплидсбёль Хансен (Flemming Splidsboel Hansen), старший научный сотрудник Датского института международных исследований, и Клаус Матисен (Claus Mathiesen), профессор Института обороны.
«Это настолько упрощено по сравнению с реальностью, что как минимум граничит с дезинформацией», — говорит Балаш Ярабик об инфографике East StratComs.
«East StratCom просто умалчивает о том, что делают украинцы. Вот и все. Такое ощущение, что многие из тех, кто создает эти обзоры дезинформации, считают, что их миссия заключается в том, чтобы поддерживать украинские власти», — полагает Ярабик, который в остальном считает эту организацию ЕС «полезной инициативой».
Флемминг Сплидсбёль Хансен тоже считает, что East StratCom выполняет «хорошую и важную работу», а конкретно — отслеживает и противостоит потоку пропаганды и дезинформации, которая исходит от российских государственных телеканалов и прессы. Но и он настроен критично.
«East StratCom слишком политизировался. У них есть собственная повестка дня, что снижает доверие к ним», — говорит Флемминг Сплидсбёль Хансен.
«Им следует иметь дело только с той дезинформацией, которую они могут доказать. Все остальное — скользкий путь. Они рубят сук, на котором сидят, рассказывая некоторые истории, в которых слишком много идеологии и в которых суть на самом деле не в дезинформации», — считает Сплидсбёль Хансен.
«Я представляю маленькую группу, которая слишком увлеклась, считая, что выполняет невероятно важную работу. И в этом я с ними согласен. Но, по моему мнению, в общем и целом в их представлении о том, что именно они должны делать и как, чего-то не хватает. Эта группа, похоже, попала под власть группового мышления, чего-то вроде коллективного опьянения. Я и думаю, что это действительно очень печально», — говорит исследователь Датского института международных исследований.
ЕС опровергает критику — окольными путями
Ни East StratCom, ни Европейская служба внешнеполитической деятельности не пожелали ответить на претензии публично. Вместо этого они сослались на «источник, осведомленный о работе команды», который письменно опровергает критику.
Учитывая ежедневный отчет ОБСЕ сразу после эскалации, в котором говорилось о более 4 000 взрывах в Авдеевке и лишь нескольких десятках взрывов на стороне сепаратистов, согласно источнику, становится «очевидно, кто агрессор, а также очевидно, что все это было подготовлено заранее».
«Это совершенно не очевидно. Это не то, о чем говорит ОБСЕ. Группа ЕС предпочитает толкование, которое в лучшем случае сомнительно», — говорит Балаш Ярабик из «Фонда Карнеги за международный мир», который тоже скептически относится к толкованиям военных действий, которые группа ЕС по российской дезинформации дает, находясь от них на расстоянии 3 000 километров.
Согласно источнику в ЕС, команда East StratCom настаивает на выводах, сделанных в инфографике. Во-первых, на том, что та якобы опровергает заявления прокремлевских СМИ об отсутствии российских военных сил на Украине. Во-вторых, на том якобы непреложном факте, что прорусские повстанцы начали бои вокруг Авдеевки. Источник ЕС отмечает, к тому же, что продвижение Украины в так называемых серых зонах между сторонами конфликта «ничего не имело общего с обстрелом гражданских» в Авдеевке.
«Откуда они знают, что продвижение украинской армии ничего не имело общего с эскалацией? Это их мнение, а не факт», — говорит Ярабик и напоминает, что гражданские были убиты с обеих сторон.
Исследователь из «Фонда Карнеги» считает также, что нет доказательств того, что на Украине в этом конкретном случае присутствовали российские регулярные войска или что сепаратисты инициировали эскалацию.
Туманы лжи
East StratCom организовали весной 2015 года, по предложению в том числе и Дании. Группу ЕС уже критиковала, например, парламентарий Марие Краруп (Marie Krarup, Датская народная партия), в то время как министр иностранных дел Андерс Самуэльсен (Anders Samuelsen, Либеральный альянс) на встрече Комитета по иностранным делам заявил, что Россия своей дезинформацией «пытается воспрепятствовать демократическому обсуждению, основанному на объективных фактах» и использует «мифы и ложь, которые могут и должны быть обезврежены. И этому способствует экспертная группа East StratCom».
На фоне этого эксперты считают примечательным то, что группа ЕС сама использует источники, которые очевидно очень предвзятые.
В своем анализе событий вокруг Авдеевка East StratCom пытается противодействовать тому, что они называют российскими «туманами лжи», ссылаясь исключительно на украинские источники и один доклад ОБСЕ, в котором не делается никаких выводов. Украинские источники — один отчет украинской армии, две статьи в украинских изданиях и один доклад украинской организации InformNapalm, в которой как будто доказывается, что «российские оккупационные войска продолжают провокационные обстрелы жилых районов Донецка» в попытках обвинить в этом украинскую армию.
Возможно, это и правда. Материал доклада выглядит разумным, но без глубоких знаний той местности невозможно определить, насколько это правдоподобно, говорит шведский эксперт по геолокации, который в связи со своей работой предпочел остаться анонимным.
И в этом заключается проблема с использованием InformNapalm в качестве источника истины. Как можно доверять организации, чей слоган звучит как «Мы выжигаем врагов информационным напалмом!» и чьи активисты — из соображений безопасности — носят маски на всех фото?
«Большая часть нашей информации передается украинской исполнительной власти, которая может осуществить окончательную разведку и запустить специальные операции по задержанию и уничтожению врага», — пишет InformNapalm о себе.
InformNapalm далеко не основной источник East StratComs, но как минимум в четырех еженедельных отчетах группа ЕС ссылалась на эту организацию.
«Сотрудники East StratCom должны принимать во внимание, что сайты вроде этого не гнушаются распространения украинской пропаганды», — замечает Балаш Ярабик.
Пресс-секретарь InformNapalm Михаил Макарюк подтверждает, что организация считает себя «бойцами» информационной войны против России, но заверяет, что их страница на 30 языках строго придерживается правды. Он отрицает, что InformNapalm имеет какое-либо отношение к украинской государственной службе безопасности.
Миротворцы настроены повоевать
Однако в противоположность этому существует явная связь между InformNapalm и еще более противоречивой и скрытной организацией, которая называется «Миротворец».
За границей «Миротворец» в последние годы известен в основном тем, что взломал и опубликовал список имен и контактов 4 500 «террористов-коллаборационистов», то есть, украинских и иностранных журналистов из СМИ типа BBC, Reuters, DR и Politiken. Ведь те работают на другой стороне фронта, которая контролируется сепаратистами.
Многие украинские журналисты после этой публикации стали получать угрозы, например, Екатерина Сергацкова, ведущая одного из самых уважаемых на Украине телеканалов, «Громадське телебачення». Она получала угрожающие сообщения в Facebook и анонимные звонки, в которых мужчина обещал убить ее и ее сына, рассказывала она.
«Это было ужасно, и я пошла в полицию, но такого рода вещи редко решаются на Украине», — говорит Сергацкова, которая называет методы «Миротворца» «безумными».
Настолько же токсичны и другие опубликованные списки, в особенности общедоступная база «Миротворца», называемая «Чистилище», куда входят более 100 тысяч имен и личной информации людей, которые — на сомнительных основаниях — названы государственными изменниками и террористами.
«Общество должно знать фамилии тех, кто сотрудничает с боевиками и террористами», — заявил бывший офицер разведки Роман Зайцев, единственная полуофициальная фигура «Миротворца», который, однако, на фото в своем Facebook — в маске, единственному журналисту, которому удалось взять у него интервью, Александру Волкову из украинского интернет-издания «Факты и Комментарии».
«Миротворец» постоянно поддерживает министр внутренних дел Украины Арсен Аваков и его близкий советник, член парламента Антон Геращенко.
Смертельная карточная игра
На некую Оксану Тинько, с адресом проживания в Таиланде — тоже в маске на странице в Facebook — зарегистрирован интернет-домен «Миротворца», myrotvorets.center, и его четыре зеркала. Кроме того она выполняет роль переводчика и координатора InformNapalm. Один из постов, который она написала 8 февраля, указывает на то, что у нее есть права администратора на странице InformNapalm в Facebook.
Тинько часто делится публикациями «Миротворца» в Facebook, например, видео, где играют в карты колодой, в которой со стороны рубашки изображены мишени, а с лицевой стороны — фотографии. Пять карт изображают недавно убитых лидеров сепаратистов, перечеркнутых красным крестом. Среди остальных можно увидеть, например, военного корреспондента Александра Коца из российской газеты «Комсомольская Правда» в виде шестерки треф, а шестерка червей изображает британского независимого журналиста по имени Грэхам Филлипс (Graham Phillips).
Одно из зеркал «Миротворца», psb4ukr.ninja, в апреле 2015 года на короткое время было зарегистрировано на Владимира Колесникова и украинский адрес, пока регистрационные права не передали Оксане Тинько. На того же Колесникова зарегистрирован международный домен InformNapalm, informnapalm.org, с февраля 2015 года по настоящее время.
Тинько и Колесников не отреагировали на запросы Politiken. Михаил Макарюк из InformNapalm настаивает на том, что ни один из них никакой роли в организации не играет.
В то же время Макарюк заявил, что присоединяется к ответу, который лидер «Миротворца» в электронном письме дал Politiken:
«Миротворец» и InformNapalm — совершенно независимые друг от друга организации. Мы используем одни и те же формы работы и методы, но решаем разные задачи, хотя и на одном поприще. Естественно, иногда мы взаимодействуем", — пишет он.
Европейская служба внешнеполитической деятельности не комментирует использование InformNapalm в качестве источника, но источник, осведомленный о работе East StratCom, говорит, что группа прислушивается к любой критике, которая помогает улучшить анализ, публикуемый в их информационных сообщениях.
Эта статья отчасти основывается на обширных исследованиях, предоставленных Politiken блогером Еспером Ларсеном (Jesper Larsen). Еспер Ларсен симпатизирует поддерживаемым Россией украинским сепаратистам на востоке Украины и критично относится к работе East StratCom. Его предыдущие расследования стали важным источником информации для Марие Краруп (Marie Krarup), критиковавшей эту рабочую группу ЕС. Вся информация в статье проверена Politiken, которая также предприняла собственное расследование.