Турция и Россия благополучно поддерживали свои политические и экономические отношения, несмотря на то, что были на разных фронтах в Сирии. Однако кризис, связанный с уничтожением самолета 24 ноября 2015 года, негативно сказался на отношениях двух стран.
После того как президент Эрдоган, отправив письмо Путину, выразил сожаление по поводу сбитого самолета 27 июня 2016 года, были предприняты серьезные шаги как по восстановлению политических и торговых отношений между Анкарой и Москвой, так и по построению сотрудничества в вопросе урегулирования сирийского кризиса.
На данном этапе Турция и Россия продолжают развивать двусторонние отношения в сфере торговли, туризма, экономики, при этом в сирийском вопросе две страны убеждены в необходимости действовать с учетом своих национальных интересов.
После переговоров президентов, продолжавшихся в течение одного с четвертью часа, состоялось заседание «Совета сотрудничества высшего уровня» России и Турции.
В то время как в двусторонних отношениях Турция и Россия проводят искреннюю политику на основе реалистичных тезисов, в Сирии их отношения гораздо более щепетильны, ведь страны руководствуются своими национальными интересами.
Важнейшая из тем, связанных с будущим Сирии, по которым мы не можем достичь согласия с Россией, — защита Партии «Демократический союз» (PYD) / Отрядов народной самообороны (YPG) на севере страны.
Россия сказала Эрдогану: «Мы не будем выступать против вас на стороне вооруженных террористических организаций». Однако по вопросу PYD/YPG она еще не занимает желаемую нами позицию.
Кроме того, Россия отправила в Сирию два батальона, сформированных из чеченских военнослужащих-мусульман, с тем, чтобы поддержать сирийцев. К этой опасной ситуации нужно отнестись крайне внимательно.
При объяснении причин отправки этой группы чеченцев отмечается, что к немусульманам сирийский народ может иначе относиться, поэтому в Сирию было отправлено два батальона чеченцев-мусульман. Один из этих батальонов находится в Алеппо, другой — около Дамаска. Сообщается, что батальоны были отправлены с целью защиты суннитов и обеспечения общей безопасности.
Участие чеченских батальонов в боях в Сирии после военных Ирана и «Хезболлы» означает еще более опасное разрастание идейного конфликта в арабо-мусульманских странах.
У нас серьезные разногласия по сирийскому вопросу как с США, так и с Россией.
США выступают против ИГИЛ, но они решительно объединяют силы с PYD/YPG.
Турция же противостоит как ИГИЛ, так и PYD/YPG.
Все в Сирии против ИГИЛ, но за исключением этого не могут договориться ни по одному вопросу, прежде всего по поводу Асада.
У всех стран разные приоритеты. Поэтому урегулирование сирийской проблемы в краткосрочной перспективе не кажется возможным.
Операция «Щит Евфрата» препятствовала созданию коридора PYD, но сейчас, похоже, проясняется карта Сирии (на период после зачистки ИГИЛ).
При поддержке России и США влияние PYD на севере страны с каждым днем усиливается.
Даже Асад, который ранее заявлял, что выступает против курдской автономии, видимо, согласился на это.
То, что Россия будет иметь сильное влияние в политическом будущем Сирии, ясно как день.
Россия решительно настроена поддержать Асада на западе Сирии, а США откровенно берут под крыло PYD/YPG на севере.
Турция обладает такой важнейшей потенциальной силой, как возможность стать покровителем 80% суннитского населения на северо-востоке и юге Сирии.