По мнению секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, крымчанам угрожает нехватка собственных продуктов питания. Как на самом деле обстоят дела с количеством и качеством продовольствия на аннексированном полуострове? Грозит ли Крыму голод или угрозы нет? Об этом говорим с депутатом Киевского областного совета и директором Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексеем Дорошенко и специалистом одной из ведущих крымских компаний по реализации продуктов питания Андреем Александровым.
По данным подконтрольного России Крымстата, в прошлом году на полуострове собрали высокий урожай зерновых и подсолнечника. Однако урожай картофеля и овощей намного меньше, при этом в Крыму почти перестали выращивать сою и рис. Потери в отрасли из-за отсутствия воды — 14 миллиардов рублей. За три года с момента аннексии территория орошаемый земли сократились в 10 раз, уменьшается производство мясо-молочной продукции. Свинины стали производить на 10% больше, а вот молока — на 20% меньше. Рост продемонстрировала сфера алкогольных напитков: производство вина выросло на 8%, коньяка на 53%. На фоне сокращения производства дорожает потребительская корзина: по данным Крымстата, в декабре 2015 года цены на продукты были ниже почти на 6,5%.
Производимого в Крыму хватает для удовлетворения лишь 30% потребностей в сфере продовольствия: крымчанам не хватает выращенных на месте яиц, мяса, молока и овощей. Из России завозится почти 50% молочной продукции и около 30% мясной. При этом привозные товары дешевле местных, но качество хуже. Фермеры жалуются, что на полуострове нет специальных хранилищ и складов для овощной продукции, а продавать урожай за бесценок перекупщикам они не хотят. Конкуренция со стороны российских товаров ведет к разорению частных предпринимателей. Некоторые торговые сети отказываются от продукции крымских производителей в пользу российских.
«Крым.Реалии»: С нами на связи депутат Киевского областного совета, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексеем Дорошенко. Алексей, секретарь Совета безопасности России считает, что Крым не сможет обеспечить себя продуктами собственного производства. Была ли такая проблема при Украине?
Алексей Дорошенко: Крым никогда не был самодостаточен в плане производства продуктов — проблема была актуальна и 100 лет назад. Крым импортирует в основном продовольствие. Когда тут присутствовали украинские компании, они в значительной степени обеспечивали полуостров. После аннексии Украина перестала поставлять воду, необходимую для орошения полей. Торговые сети и рынки были обеспечены российской продукцией. Торговые связи с Турцией были разорваны, затем было их краткое восстановление в период с октября 2016-го по март 2017-го. Сейчас сообщение вновь приостановлено, это сильно отражается на поставках продовольствия в Крым.
Кроме того, базирующиеся в Крыму украинские компании работали по украинским и международным стандартам, в России же они совсем другие. И, когда известные компании вроде «Массандры» или «Коктебеля» хотели получить переходный период, какие-либо послабления со стороны России, они этого не получили, и сегодня не могут конкурировать с российскими производителями. «Крым наш» — хороший популистский лозунг. Но с точки зрения большой политики и экономики Крым даже для Ростова — уже конкурент. И России выгоднее завозить на материк продукты, нежели производить их там.
Андрей Александров: Нет, потому что все потребности в продуктах питания обеспечиваются с материковой части России, достаточно стабильно налажена логистика. Да, это приводит к удорожанию продуктов, еще влияет нестабильная работа паромной переправы. Но Крым никогда не был самодостаточен в плане обеспечения продовольства. Это не ново. К чему разговоры об угрозе национальной безопасности, не знаю.
— Почему Крым никогда не был самодостаточен в плане обеспечения себя продуктами питания?
— Ранее вопрос был в конкуренции. Крым — это аппендицит: сюда нужно завезти сырье, тут перманентная нехватка квалифицированной рабочей силы. Тут не особо размещали серьезное производство, национальные бренды в Крыму почти не производились. Крым был регионом сбыта этих брендов, подавлявших региональные. Вспомним ситуацию с молочными продуктами — в Крыму всегда продавали продукцию флагманов отрасли, хотя собственные производства тут имелись. Разве что курятина была исключением — Крым не только себя обеспечивал, а и поставлял продукцию на материк. Ну и водка, вино. Но это не вполне корректные примеры, ведь вино — традиционное региональное производство для юга.
— Почему Крым полностью обеспечивает себя птицей, свининой на 80%, а говядиной и того меньше? Почему такой разрыв?
— Курятина — это быстрые деньги, быстрый возврат инвестиций. Лакомый кусок в животноводческом мясном бизнесе. Вложив хорошие деньги, можно быстро и прогнозированно их вернуть. В свиноводстве этот цикл длиннее, возврат инвестиций может быть несколько усложнен. С говядиной все сложнее. Говядина априори должна стоить дороже, чем свинина — себестоимость производства разная. Но для потребителя это неочевидно, он не готов столько платить за говядину. Инвесторы не хотят вкладывать деньги. Так что тут влияют чисто экономические факторы.
— Крымские фермеры жалуются на отсутствие хранилищ и складов для продукции. По их словам, выгоднее не производить вообще, чем отдавать продукцию перекупщикам за бесценок. Так ли это? И делается ли что-то для решения проблемы?
— Насколько я понимаю, на государственном уровне это не делается, а частные инвесторы не настолько уверены в завтрашнем дне, чтобы за это браться. Особенно в условиях дефицита воды в Крыму. Чтобы был смысл строить такие хранилища, нужно, чтобы был кто-то, кто много производит. Сейчас таких нет. Тут вообще было не так много крупных производителей овощей, Крым снабжался из Херсонской области. Увы, для херсонских фермеров сейчас крымский рынок сбыта закрыт. Ну а для крымчан проблема в том, что овощи везут с материковой части России, и цены выше, а качество, возможно, и хуже.