На выходных в выпусках новостей можно было наблюдать похожие кадры из Белоруссии и России — в обеих странах прошли протесты против правящей власти.
Можно сказать, что такие протесты были и раньше, и властям всегда удавалось их приглушить. К примеру, в Белоруссии различные демонстрации и митинги были привычной картиной приблизительно до 2010 года. Иногда казалось, что президент Александр Лукашенко загнан в угол, потому что против него выступали не только внутренняя оппозиции, но и объявивший санкции Европейский союз, и даже вроде бы верный союзник Россия начала проявлять недовольство. Но протесты пошли на убыль, изменилась геополитическая ситуация, и президент Белоруссии сумел использовать в своих интересах усиливающееся противостояние России и Запада.
В свою очередь, в России массовые протесты вспыхнули в 2011 году, когда люди, возражая против нечестных выборов, вышли на улицы под лозунгами: «Путин, уходи!». Это заставило Путина вспотеть, но искра протеста была погашена.
Необходимо учесть важный факт — эти события происходили до 2014 года. Теперь перед глазами и Лукашенко, и Путина совсем свежий пример того, к чему может привести недовольство народа, — украинский Майдан. В этой связи вполне вероятно, что будет сделано все возможное, чтобы такие настроения не распространялись. Протесты, конечно, можно подавить силой, но это решение на краткосрочную перспективу. Выгоднее изменить политическую повестку дня. И здесь мы подходим к одному неприятному выводу: если недовольство в соседних с Латвией странах будет расти, там возрастет также необходимость во внешнем враге, или, как раньше высказывались отдельные наблюдатели политических процессов в России: в таких случаях очень хорошо годится «быстрая, победоносная война».
Задуматься над этим недавно призвал бывший советник Путина по экономическим вопросам, а ныне оппозиционер Андрей Илларионов, который выдвинул теорию о том, что перед президентскими выборами в России 2018 года хорошим подарком для избирателей Путина может стать лозунг «Беларусь наша!» (по аналогии с хорошо известным «Крым наш!», что помогло Путину поднять свой политический рейтинг до небывалых высот). «Вряд ли в этом случае будут отрезать «кусочки», например, Витебскую или Могилевскую области. Тут лучше все сразу. В действительности белорусы довольно позитивно настроены по отношению к России (…) Проблема Белоруссии в том, что нет никого, кто будет ее защищать. У стран Балтии есть защита — это члены НАТО. Украина с Грузией хотя и не входят в НАТО, но регулярно заявляли о желании вступить в какой-либо западный экономический, политический или даже военный альянс. Во всяком случае, со стороны Запада есть интерес и некая ответственность за эти страны и народы. Что касается Белоруссии, то ничего этого нет», — сказал Илларионов в интервью радио «Эхо Москвы». Он также напомнил, что в Белоруссии ярко выраженная вертикаль власти, и без Лукашенко не принимается ни одно решение: «Условно допустим, что Лукашенко уйдет в лес по грибы, и 24 часа до него никто не сможет дозвониться. Чьи приказы тогда будут выполнять министр обороны, министр внутренних дел, руководитель КГБ, премьер-министр, парламент?».
Аналогичный вопрос в газете Svenska Dagbladet задает бывший министр обороны Швеции Стен Толгфорс: «Не станет ли Белоруссия следующей Украиной?». Это угроза, которую Латвия не может игнорировать.