Бывший председатель совхоза Александр Лукашенко привык бороться против «тунеядцев и паразитов», но на этот раз он немного просчитался, зачислив в ряды паразитов сотни тысяч жителей Белоруссии. Многие из них вышли на улицы, чтобы протестовать против приятного правительством «налога на тунеядцев», и эти акции протеста стали самым большим вызовом для режима Лукашенко за последние годы, хотя достаточно и других проблем — от стагнации в экономике до напряженности в отношениях с Россией.
«Режиму Лукашенко угрожают не акции протеста, а общее настроение общества, — рассказывает белорусский оппозиционный политик Александр Милинкевич, который в свое время баллотировался на пост президента страны. — Раньше организуемые оппозицией акции протеста больше опирались на ценности: люди выступали за свободу, честность, справедливость. В свою очередь, нынешние протесты больше носят социальный характер».
Народ рассержен
Для экономики Белоруссии сейчас не лучшее время, однако Лукашенко не намерен отступать от своих обещаний: уже в этом году добиться полной ликвидации безработицы и размера средней зарплаты, как минимум, 500 долларов (около 470 евро) в месяц. Пока с достижением этих целей обстоит не очень хорошо: зарплаты продолжают снижаться, сейчас средняя зарплата немногим выше 700 белорусских рублей (около 350 евро в месяц). В столице Минске средний заработок выше — около тысячи рублей (500 евро) в месяц. Согласно официальной статистике, уровень безработицы в Белоруссии ниже 1%, но фактически этот показатель не менее 5,8%.
Еще пару лет назад Лукашенко подписал так называемый указ о тунеядцах, который предусматривал введение специального налога за уклонение от труда. Жители Белоруссии, которые в течение года не были заняты наемным трудом хотя бы шесть месяцев, должны заплатить налог в размере 230 евро. Когда учреждения власти принялись за применение этой меры, то оказалось, что налог на тунеядцев должны будут платить и многие белорусы, имеющие обоснованную причину, чтобы не быть наемными работниками. К примеру, против упомянутого налога протестовали мамы, у которых есть дети младше 7 лет, а также люди, которые по семейным обстоятельствам вынуждены взять на себя уход за больными близкими.
В конченом итоге счет к уплате «налога на тунеядство» был подготовлен примерно 470 тысячам жителям (численность населения Белоруссии 9,5 миллиона человек). Несмотря на то, что за уклонение от этого налога грозил арест до 15 суток, его заплатили всего 54 тысячи «тунеядцев». У многих просто не было таких денег, чтобы внести их в госказну.
Поняв, что на этот раз переборщил, Лукашенко согласился смягчить требования закона, но в стране уже начались массовые акции протеста против реализуемой им политики. Самые больше протесты прошли 25 марта, когда белорусская оппозиция неофициально отмечает день государственной независимости; в Минске власти задержали около 700 протестовавших. Одна из участниц акций признала: выйти на улицы и протестовать против режима Лукашенко страшно, а не выйти было бы стыдно.
Пока не похоже, что протесты могут привести к смене власти в Белоруссии. «Режим Лукашенко с течением времени развил способности бороться против оппозиции и сохранять власть», — констатировал эксперт Центра политических исследований Восточной Европы Марис Цепуритис. С ним согласен и Алфредс Чепанис, который в свое время возглавлял Общество по содействию экономическим связям между Латвией и Белоруссией. По мнению Чепаниса, Лукашенко добровольно никогда не уйдет с президентского поста, его можно только вынудить к этому. «Лукашенко у власти уже почти 23 года, и у него немного вскружилась голова. Так происходит с любым человеком, который так долго находится на должности. Даже письма своим близким он подписывает «ваш президент». Однако позиции Лукашенко по-прежнему достаточно сильны. В Белоруссии очень много людей, поддерживающих политику, которую реализует Батька», — сказал Чепанис.
Москва выставляет счет
Тем не менее, проблемы в экономике Белоруссии усиливают недовольство избранным Лукашенко курсом. Экономисты предупреждают, что белорусская модель народного хозяйства нежизнеспособна. «По развитию экономики и доходам населения мы отстали от Эстонии, Польши, Чехии и других стран бывшего социалистического блока, которые осуществили переход к рыночной экономике и демократии. Хочется надеяться, что наша страна не превратится в нечто вроде Кубы у ворот Европы», — рассуждает белорусский экономист Леонид Злотников.
Лукашенко и президент России Владимир Путин никогда не были близкими друзьями, но в последнее время отношения между ними стали заметно натянутыми. Возмущение Москвы вызвало решение Лукашенко разрешить гражданам стран Европейского союза и США кратковременно находиться в Белоруссии без виз. Россия ответила на это возобновлением пограничного контроля на границе с Белоруссией, а также начала усиленный контроль потока товаров из Белоруссии. В связи с тем, что из-за санкций Россия запретила импорт многих продовольственных продуктов из западных стран, находчивые предприниматели использовали возможность продавать их как «произведенную в Белоруссии» продукцию.
Несмотря на то, что Лукашенко хорошо понимает, что его режим зависит от России, по некоторым вопросам он осмеливается сохранять независимый курс. К примеру, Минск не признает поддерживаемые Кремлем Абхазию и Южную Осетию, сепаратистские Донецкую и Луганскую республики.
Украинский сценарий маловероятен
«Сейчас идет ожесточенная борьба за будущее Белоруссии. Россия не может позволить себе потерять Белоруссию как лояльное государство-сателлит», — констатирует Александр Милинкевич. «Для исполнения мечты Москвы о восстановлении империи важнее всего именно Украина и Белоруссия. Но из-за событий последних двух лет Россия фактически уже потеряла Украину, потому что национальное самосознание украинцев уже не допустит возврата под крыло империи. В Белоруссии немного другая ситуация, потому что в советское время здесь была реализована массированная кампания по советизации, притеснялись белорусский язык и культура», — добавил политик.
Марис Цепуритис подчеркивает, что Лукашенко в последние годы старался укрепить идентичность белорусов как независимого народа, чтобы не допустить повторения украинского сценария в Белоруссии. Пример украинцев показывает, насколько опасными могут быть внутренние разногласия, которые Кремль не замедлит использовать для своей выгоды. «Лукашенко пытается одновременно доить двух коров — Европейский союз и Россию. Но и Путин не глуп, он не позволит так просто обвести себя вокруг пальца», — отметил эксперт.
Серьезным испытанием для отношений Москвы и Минска станут запланированные на осень военные учения «Запад-2017», в ходе которых на территорию Белоруссии будут введены значительные силы российской армии. «Один из возможных сценариев, что после учений эти войска там и останутся», — говорит Цепуритис. Правда, он не считает, что сейчас Москва намерена добиться падения режима Лукашенко: «Цель давления Москвы, скорее, повлиять на Лукашенко, чтобы он действовал в соответствии с интересами Москвы».