Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Русские не хотят просто наблюдать

© РИА Новости Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время встречи. 9 марта 2017
Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время встречи. 9 марта 2017
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня евреи, бывшие граждане СССР, формируют значительную часть общества нынешнего Израиля и даже имеют свою собственную партию. Авигдор Либерман, являющийся министром обороны израильского государства, — как раз выходец именно из этой среды. По этой причине Россия придает большую важность отношению именно с Израилем, выстраивая ближневосточный вектор своей политики.

Если мы немного вернемся назад и обратим внимание на то, что происходило в прошлом, то мы сможем увидеть, что Советский Союза был из числа самых первых стран, которые в 1948 году официально признали Израиль и его сионистское политическое руководство, и с того времени сразу же устанавливаются довольно тесные и относительно стабильные отношения Советского Союза и Израиля. После распада СССР и появления новой России как его правопреемницы признаки отношений с Израилем в целом сохранились.  Важной особенностью стало то, что многие из евреев, прежде проживавших в СССР и России, получили право на переселение в то государство, которое было образовано на временно оккупированных палестинских территориях.

 

И уже сегодня евреи, бывшие граждане СССР, формируют значительную часть общества нынешнего Израиля и даже имеют свою собственную партию. Авигдор Либерман, являющийся министром обороны израильского государства,  — как раз выходец именно из этой среды, представляющей евреев-переселенцев, бывших граждан СССР. По этой причине Россия придает большую важность отношению именно с Израилем, выстраивая ближневосточный вектор своей политики. Хотя Израиль, с геополитической точки зрения, всегда предпочитали считать частью «западного» блока, представляющего прежде всего западные интересы в регионе, однако Россия с того самого момента, как решила тоже выступить как ближневосточный игрок- конкурент США, всегда старалась одновременно развивать отношения не только со всеми ближневосточными странами, но и с Израилем, — с тем, чтобы использовать его как инструмент своего влияния на Ближнем Востоке. Но сейчас, в занятой Россией позиции, когда она официально признала западный Иерусалим столицей Израиля, а восточный — частью Палестины, просматриваются две совершенно разнонаправленные тенденции, одна — со знаком «плюс», другая — со знаком «минус».


Со знаком «минус» — потому что Израиль всегда считал Иерусалим своим городом и своей столицей, хоть восточную, хоть западную его часть, а со знаком «плюс» — потому что и согласно трактовкам ООН, и согласно всем трактовкам международного права, восточная часть Иерусалима — это территория, которая была оккупирована в 1967 году.


Согласно резолюциям 348 и 242, а также последующим постановлениям Совбеза и решений Генассамблеи ООН, израильские власти должны прекратить оккупацию этих территорий. Резолюции также постановили необходимым создать на территории два независимых государства, то есть Израиль и Палестину: это логически предполагало освобождение Израилем территорий, оккупированных им в 1967 году, чтобы у палестинцев была возможность создать на этих территориях свое независимое государство. Резолюции поддерживались в том числе и США, которые во время пребывания у власти администрации Барака Обамы, неоднократно подтверждали, что решение проблемы Палестины заключается в создании здесь двух независимых государств. Столицей государства, которое должно было возникнуть здесь, или которое предстояло создать палестинцам, был определен восточный Иерусалим, город, являющийся сакральным местом для мусульман и для христиан, поскольку именно там находятся мечети Аль-Акса и Ас-Сакра, а также Храм Воскресения Христа (мир Ему). Но власти Израиля ни за что не хотят с этим считаться. Пребывающие у власти сионисты настаивают, что Иерусалим, будь он восточный или западный, — это целиком и полностью столица Израиля. И когда Россия признала восточный Иерусалим столицей Палестины, по логике выходило, что она официально не признает оккупацию этой части города Израилем. По этой логике, город Иерусалим должен быть столицей для двух государств, и восточный Иерусалим — соответственно, столицей Палестины. Однако «оборотной стороной» этого решения стало то, что Западный Иерусалим Россия теперь признает столицей Израиля.


Но официально, по крайней мере в момент написания данной статьи, столицей Израиля должен оставаться Тель-Авив. А сионисты уже долгое время добиваются, чтобы все, как и они, считали Иерусалим целиком столицей Израиля, и настаивают, чтобы все страны, которые поддерживают с Израилем дипломатические отношения, все посольства и дипучреждения перенесли бы также из Тель-Авива в Иерусалим. Но это требование, по крайней мере, до сего дня, удовлетворено не было.


Нынешний президент США Дональд Трамп, во время своей предвыборной компании, говорил о том, что собирается перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, однако в своих выступлениях он никогда не говорил ни о западном, ни о восточном Иерусалиме. Таким образом, смысл его слов сводился к тому, что он признает столицей Израиля Иерусалим. Но позиция России в отношении палестинского вопроса приобретает отрицательную сторону. Хотя Россия и большинство стран Европы, а также США официально признали Израиль в границах 1948 года, включая оккупированные территории, то, что Россия теперь признала Западный Иерусалим столицей Израиля, не окажет практического влияния на политическую и международную ситуацию. А вот позиция России со знаком «плюс», на которую уже указывалось выше — это то, что Россия подтвердила, что признает существование в регионе двух независимых государств, Израиля и Палестины, а значит, Израиль обязан уйти с оккупированных им в 1967 году территорий и дать возможность палестинцам учредить в восточном Иерусалиме свою администрацию. Это же является краеугольным камнем и позиции арабских стран, озвученной на саммите глав государств арабского мира в Бейруте в 2000 году прежним королем Саудовской Аравии Абдаллой, тогда еще наследным принцем, и тогда же утвержденной [участниками саммита — прим. перев.].


Тогда же правительство Израиля, возглавляемое Ариэлем Шароном, категорические осудило это предложение, причем сделало это в весьма оскорбительных тонах, объявив, что данное предложение не стоит даже «того клочка бумаги, на котором оно написано». Однако относительно тех временных обстоятельств, при которых свою позицию по данному вопросу обозначила Россия, следует подчеркнуть, что, как представляется, русские обладают некой информацией относительно того, что совсем недавно Америка, Израиль, и ряд некоторых арабских государств, в частности, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, и вероятно, Египет, имеют общий, детально проработанный план против сопротивления в Сирии, Йемене и Ираке. Всегда, когда США и некоторые арабские режимы договариваются друг с другом, чтобы осуществить некий замысел, который противоречит интересам тех же арабов, они, для того, чтобы мировое общественное мнение было довольно, стараются продемонстрировать, что они якобы думают о решении палестинской проблемы. В прошлом эта ситуация уже не раз повторялась. Когда во время пребывания на посту президента Джорджа Буша формировалась коалиция для нападения на Ирак, они снова заговорили о палестинской проблеме и демонстрировали, что американцы, мол, обязались, действовать в поддержку создания в Палестине двух государств, и способствовать, таким образом, независимости Палестины. И вот сейчас, возможно, мы снова станем свидетелями переговоров палестинской администрации и режима Нетаньяху (разумеется, вновь для обмана общественного мнения), с тем, чтобы продемонстрировать, что «что-то делается» для решения палестинского вопроса. Но лишь для того, чтобы обеспечить Америке и Израилю поддержку ряда арабских стран для нового удара по оси сопротивления (Сирии, Йемену или Ираку — прим. пер.).


А переговоры, несомненно, снова не дадут результатов и так и останутся лишь «переговорами ради переговоров». И вероятно, русские что-то знают об этих планах, поэтому и выбрали именно данное время, обозначив свою позицию по данному поводу, чтобы в будущем, при любом развитии событий вокруг Палестины, сказать свое слово и не оставаться простыми наблюдателями.

 

Мухаммад Али Мохтади — эксперт по проблемам Ближнего Востока