Ракетные удары США по военно-воздушной базе Шайрат в сирийской провинции Хомс и произошедшие практические одновременно террористические акты в Египте, России и Швеции направили все внимание и аналитиков и официальных лиц разных стран региона Ближнего Востока на самих себя.
Эти события произошли также на фоне нападения с использованием химоружия в сирийском населенном пункте Хан-Шейхун, инициаторы которого не установлены до сих пор. Сразу же возникла ожесточенная полемика между государствами-игроками, вовлеченными в сирийский кризис, и сформировался новый «уровень напряженности» в тех процессах, которые происходят в регионе.
Трагедия Хан-Шейхуна как отправная точка для нового витка противостояния вокруг Сирии
Несомненно, трагический инцидент с применением химоружия в окрестностях Хан-Шейхуна, провинции Идлиб на северо-западе Сирии, привел к несколько иной расстановке основных сил, вовлеченных в сирийский кризис. С одной стороны это страны Запада во главе с США, сразу же признавшие виновниками инцидента центральное сирийское правительство. С другой стороны — Россия и Иран, которые считают исполнителями химатаки вооруженные террористические группировки. В самом деле, после удара американских ракет по сирийской авиабазе Шайрат, сирийской провинции Хомс, первыми официальными лицами, резко отреагировавшими и осудившими атаку, стали официальные лица Ирана и России.
В этой связи глава МИД Ирана признал необходимым и срочным проведение независимого расследования обстоятельств трагического инцидента, произошедшего на территории Сирии 4 апреля. Мухаммед Джавад Зариф написал следующее на своей страничке в Twitter: «Мир все еще расплачивается за односторонние действия и претензии неких сил вершить самосуд. Трагические события 4 апреля требуют строго независимого расследования».
Кроме того, Мухаммад Джавад Зариф, глава МИД Исламской Республики Иран, продолжая консультации и переговоры с высокопоставленными официальными лицами и дипломатами зарубежных стран, провел отдельные телефонные беседы, посвященные проблемам региона и последним событиям в Сирии, с генсеком ООН, главами МИД Италии, Кувейта, Турции. В ходе этих контактов глава МИД указал на необходимость формирования независимой экспертной комиссии с целью изучения всех обстоятельств химатаки в Хан-Шейхуне.
Помимо Зарифа и Тахтраванджи Амир Абдоллахиян, специальный помощник председателя Меджлиса (парламента ИРИ — прим. перев.) по международным делам, беседуя с послом Швейцарии и контактным лицом, представляющим интересы США в Иране (ИРИ не имеет прямых дипотношений с США в настоящее время — прим. перев.), сказал: «Атака США на Сирию — это грубое нарушение норм международного права, по сути, игнорирование всех признанных международных механизмов, а также, грубое попрание правил и норм, установленных ООН». Решительно осудив удар США по Сирии, он охарактеризовал произошедшее следующим образом: «Нападение на Сирию, помимо того, что послужило обострению нестабильности в регионе, явилось также действием, послужившим подъему боевого духа ИГ (запрещена в России — прим. ред.) и прочих террористических элементов, и, кроме того, оно противоречит всем предвыборным установкам Дональда Трампа».
Амир Абдоллахиян, отметив также отсутствие в настоящий момент химоружия у вооруженных сил Сирии и превосходство в оперативном и политическом отношении сирийской армии, достигнутое на последнем этапе боевых действий, подчеркнул: «Принимая во внимание все эти обстоятельства, мы не можем допустить, что в применении химического оружия виновны правительственные силы, подконтрольные Башару Асаду. Однако им продолжают пользоваться террористы, которых до сих пор никто не разоружал».
Трамп предлагает санкции против Ирана и России «из-за Сирии»
Все эти заявления были сделаны официальными лицами Ирана в тот момент, когда новая американская администрация Дональда Трампа, похоже, приступает к подготовке нового пакета санкций против Ирана и России. В этой связи официальные представитель США при ООН уже говорила, что президент США в настоящий момент изучает возможности усиления санкционной политики в отношении Ирана и России — на это раз в связи с Сирией. Посол США при ООН Никки Хейли, в беседе с CNN, указав на поддержку, оказанную Ираном и Россией сирийскому правительству в его борьбе против терроризма, подчеркнула, что президент США Дональд Трамп и его команда сейчас обсуждают вероятность введения против Ирана и России санкционных мер в связи с их деятельностью «на сирийском направлении».
Хейли заявила следующее: «По поводу введения новых санкций и ужесточения прежних, в отношении Ирана и России, ничего исключать нельзя, и до тех пор пока Башар Асад находится у власти в Сирии, решение сирийской проблеме найти будет невозможно, потому его отстранение — это приоритетная задача».
Эти категоричные заявления Никки Хейли прозвучали в тот момент, когда нарастают явные противоречия между позицией Вашингтона и европейских стран, в том числе относительно того, как следует вести себя с Ираном и Россией. В частности, в ходе саммита Большой Семерки Зигмар Габриэль подчеркнул, что и Иран и Россия не должны быть исключены из процесса мирного урегулирования в Сирии. По сообщению информагентства Associated Press, глава МИД ФРГ, в частности, сказал: «Ситуация в Сирии намного сложнее, чем можно было бы предполагать, и мы ожидаем, что Россия, США, Саудовская Аравия и Иран приложат усилия для нормализации текущего положения дел».
Террористические атаки в Египте подверглись осуждению
В числе других событий, которые, наряду с сирийской проблемой, также привлекли внимание официальных лиц Ирана — это два организованных террористами взрыва в двух египетских церквях, в результате которых погибли свыше 50 человек и было ранено около ста. В данной связи, глава МИД Ирана оставил на своей страничке в Twitter сообщение на арабском языке, в котором эти два нападения террористов нашли категорическое осуждение.
Вслед за главой МИД, официальный представитель МИД также подчеркнул: «Нападение на культовые места и религиозные центры, когда гибнут ни в чем неповинные люди, — это поступок, граничащий с варварством, и заслуживает порицания и презрения». Бахрам Касэми выразил категорическое осуждение действиям террористов, в результате которых погибли и были ранены десятки людей, совершавших в тот момент молитвы и религиозные обряды, а также высказал слова поддержки и соболезнования народу Египта, правительству страны, пострадавшим в результате этого постыдного, совершенного подлым образом преступления.
Он отметил: «Однозначно любое нападение на культовые и религиозные учреждения, жертвами которого становятся простые беззащитные граждане, с какими бы мотивами и под какими предлогами оно бы ни совершалось, мы решительно осуждаем и хотим также подчеркнуть, что подобные преступления планируются и совершаются с целью посеять семена страха и вражды между последователями всех священных религий. Такие коварные преступления не могут быть предотвращены и остановлены, иначе, чем проявлением единодушия народов региона, а также здравомыслием, принятием всех разумных мер со стороны правительств». Али Лариджани, спикер Меджлиса (парламента — прим. перев.) также, в обращении к коллегам-депутатам парламента Арабской Республики Египет, выразив соболезнование всему египетскому народу, семьям пострадавших в результате террористических актов в этой стране, и также решительно осудил произошедшее. И он назвал терроризм угрозой последователям всех без исключения священных религий, отметив при этом: «Цель подобных террористических действий — это разжигание ненависти и вражды на религиозной почве».
В целом все последние события, произошедшие в ближневосточном регионе, демонстрируют нам, что здесь в настоящий момент происходит формирование новых противостоящих друг другу полюсов, на одном из которых находятся Иран, Россия, а также правительства Ирака и Сирии, а на другом — западные страны и арабские государства-страны Персидского Залива, в которых доминирующей силой являются те же США. События сейчас развиваются таким образом, что мы можем и далее предполагать дальнейшее нарастание напряженности и дестабилизации в и так неспокойном и нестабильном ближневосточном регионе. Кроме того, факты уже показывают, что вопреки прежним громким заявлениям Трампа о большей его озабоченности внутриамериканскими проблемами, нежели проблемами внешней политики, на самом деле новый американский президент готов затеять в ближневосточном регионе новую авантюру, в центре которой будет сирийский кризис. В среднесрочной перспективе эти тенденции могут вновь привести к эскалации общего кризиса международных отношений. Но есть здесь и другая важная особенность — вопреки этим тенденциям союз между Тегераном и Москвой обретает новые формы, и именно он может сыграть определяющую роль в будущей расстановке сил на ближневосточной авансцене.