Москва — Россия вошла в тройку мировых лидеров по военным расходам в 2016 году, согласно опубликованному в понедельник, 24 апреля, исследованию Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).
По данным шведских экспертов, военные расходы РФ выросли на 5,9% и составили 69,2 миллиарда долларов. Таким образом, она вытеснила с третьей позиции Саудовскую Аравию, чьи военные расходы снизились на 30% и достигли 63,7 миллиарда долларов. Правда, на пятки им наступает Индия, увеличившая соответствующие расходы на 8,5% (55,9 миллиарда долларов).
Вне конкуренции в данной сфере по-прежнему США: 611 миллиарда долларов (рост в сравнении с 2015 годом 1,7%). При том, что это на 20% ниже пика, достигнутого в 2010 году. Второе место традиционно за Китаем, военные расходы которого выросли на 5,4% (215 миллиардов долларов).
В то же время, как заявил агентству «Прайм» президент российской Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков, выкладки SIPRI не соответствуют реалиям сегодняшнего дня, так как в соответствии с официальными данными в 2017 году расходы РФ в оборонной сфере сократились «более чем на 26%».
Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин считает, что тенденция в сфере военных расходов действительно поменялась в новом году в сторону уменьшения.
«Об этом и президент Путин говорил, и вице-премьер Рогозин, — напомнил он в интервью «Голосу Америки». — Только (премьер) Медведев как-то стесняется отчетливо сказать. Но на официальном уровне заявлено, что, начиная с 2017 года, расходы будут сокращаться, а предприятиям ВПК нужно будет больше заботиться о выпуске продукции гражданского назначения, снижать свою зависимость от государственного оборонного заказа и так далее».
Сверху диктуется вполне определенная политика, хотя некоторые директора предприятий ВПК и делают вид, что не поняли сути изменений, констатировал Василий Зацепин. По его мнению, бремя военных расходов не по силам стране, но оно «абсолютно выдержано в логике российского исторического развития»: «Россия всегда была военно-полицейским государством, и при "батюшке-царе" денег на эти нужды не жалели, и при большевиках, хотя до конца 20-х годов была вполне разумная политика в этом отношении».
Заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара также уверен, что размеры военных расходов усугубили экономическое положение страны и социальное положение населения.
«Новая программа вооружений превысила по финансированию предыдущую в пять раз. Такие «скачкам» всегда нужно совершать, по крайней мере, очень осторожно. Российское правительство пренебрегло этим правилом. В результате мы имеем то, что имеем: фактическое замораживание пенсий отсутствие индексации работающим пенсионерам и прочее. Заморожено и денежное довольство в самой армии», — резюмировал он.
«Но оно точно произошло не на 26 процентов — в российских реалиях это немыслимо, — заметил он в комментарии «Голосу Америки». — По-моему, сокращение произошло в пределах 5 процентов».
По оценке Александра Гольца, эти изменения вызваны состоянием экономики.
«Упали нефтяные доходы, поэтому сократились и военные расходы, —пояснил он. — При этом в министерстве обороны очень гордо говорили, что им удалось все-таки отстоять право на большую часть субсидий, в то время как остальные ведомства вынуждены были серьезно ужаться».
Если исходить из того, что Россия нужна миллионная армия, то такие расходы адекватны, полагает аналитик.
«Разумеется, нельзя держать военных впроголодь, — продолжил он. — И благодаря повышению жалования, которое произошло в эпоху Сердюкова, жалование российских военных, наконец-то, стало сопоставимым с жалованием, которое получают их коллеги из восточноевропейских стран. Точно также российской армии нужно перевооружение. Потому что бессмысленно содержать огромную армию, которая располагает военной техникой 40-летней давности».
Как представляется Александру Гольцу, главный вопрос в другом — нужны ли России такие большие вооруженные силы?
«Никто никогда не объяснял популярно, откуда взялась эта волшебная цифра «миллион», — подчеркнул он. — А объяснить ее появление можно только некими умозрительными представлениями высшего начальства о том, что великой державе необходимо иметь миллионную армию. Или же тем, что Россия по-прежнему имеет планы воевать с неким глобальным противником, будь то НАТО или Китай».
По словам эксперта, несколько сглаживает ситуацию то, что при очень больших военных расходах Кремль все-таки не позволяет себе впадать «в то безумие, в которое впадали советские руководители».