Под аккомпанемент пронзительных свистков, презрительных выкриков и на фоне горящих автомобильных покрышек один из демонстрантов четко обозначил самую большую проблему человека, который надеется через 10 дней занять самый высокий пост во Франции.
«Не подавайте ему руки. Он все равно не притронется к нашим грязным лапам», — сказал один из заводских рабочих, по словам газеты Libération своим товарищам, когда Эммануэль Макрон недавно неожиданно появился у предприятия Whirlpool, которому угрожает закрытие, в городе на севере Франции.
Образ избалованного и рафинированного парня из высших слоев общества, который обращается только к элите и к тем, кто выигрывает от глобализации. Именно такое впечатление Марин Ле Пен всеми правдами и неправдами пытается создать о Макроне в заключительную фазу перед вторым и решающим туром президентских выборов 7 мая.
Став победителем первого тура на выборах в прошлое воскресенье молодой кандидат-центрист, по данным опросов общественного мнения, имеет все шансы выборы выиграть. Но его заключительная кампания с самого начала была такой вялой, что многие из того, кто Макрона поддерживает, стали предупреждать его о том, что не надо думать, что победа у него уже в кармане.
«Пока еще ничего не решено», — заявил, например, уходящий со своего поста президент-социалист Франсуа Олланд, несколько лет тому назад сделавший Эммануэля Макрона министром экономики, — до того, как тот вышел из партии и создал свое собственное политическое движение.
Подобные предостережения, по утверждениям французским СМИ, уже давно раздаются в ближнем кругу Макрона, после того, как его соперница Ле Пен в среду пошла в наступление на одну из его самых слабых позиций.
«Я — кандидат французского народа, который не хочет видеть, как заграница крадет его рабочие места», — сказала Марин Ле Пен, когда сделала все, что могла, чтобы визит Макрона в его родной город Амьен не стал успешным.
После несколько преждевременного, по мнению некоторых, ужина со знаменитыми и влиятельными друзьями в шикарном парижском ресторане Эммануэль Макрон пару дней отдыхал и не проводил никаких встреч в рамках своей предвыборной кампании, а в среду отправился в город на севере Франции, чтобы встретиться с представителями профсоюзов.
На окраине Амьена находится завод по производству сушилок Whirlpool, американский владелец которого решил перевести производство в Польшу. В результате этого во Франции могут быть ликвидированы около 290 рабочих мест. Рабочие с Whirlpool, проводящие демонстрацию против этого, стали еще одним символом аутсорсинга, жертвами которого стали в эти годы многие регионы во Франции.
Эммануэль Макрон прибыл, чтобы показать, что он, став президентом, поможет рабочим, над которыми возникла угроза потерять работу: поможет позаботиться о пенсиях, подучиться и вновь найти работу. Но его соперница во втором туре обставила его подчистую.
Пока кандидат-фаворит Макрон был в городе и проводил разные встречи, Марин Ле Пен появилась на парковке перед зданием самой фабрики, она выкрикивала лозунги и позировала для селфи с разгневанными рабочими.
Выбор между чумой и холерой
В отличие от своего соперника Ле Пен пообещала рабочим, что их фабрика закрыта не будет, если президентом станет она. Она также намекнула на то, что государству в случае необходимости придется купить долю в Whirlpool для того, чтобы спасти их рабочие места, хотя большинство считает это совершенно нереалистичным решением.
Но это было именно то, что хотелось услышать большинству рабочих. И когда Эммануэль Макрон появился на парковке через несколько часов, его просто-напросто освистали.
Перед работающими телекамерами попытки бывшего министра и банкира объяснить реалии глобализации потонули в хаосе возбужденных выкриков.
«На Макрона у нас надежды нет. Для него мы просто толпа невеж, которые недостаточно интеллигентны, чтобы за него голосовать», — заявил рабочий Сибилл (Sybille) газете Libération.
Оливье Фукунель (Olivier Fouquenelle), которому 51 год и который простоял за конвейером Whirpool 26 лет, добавил, что ему вообще не хочется идти на избирательный участок в следующее воскресенье: «Нам приходится выбирать между чумой и холерой. Или банкир, который пригласит сюда американцев, чтобы они закрыли наши фабрики, или же она, которая хочет платить во франках, держа под мышкой багет и с беретом на голове».
Чувство бессилия у таких, как Оливье Фукунель и многих других представителей французского рабочего класса, заставляет несколько сомневаться в победе Макрона. И Марин Ле Пен хочет сделать все возможное, чтобы использовать эту неуверенность в своих интересах на заключительном этапе предвыборной гонки.
Последние опросы общественного мнения со всей определенностью говорят о том, что Эммануэль Макрон одержит 7 мая убедительную победу, во втором туре его поддержат почти все известные политики самого высокого уровня — как правого, так и левого фланга.
С точки зрения логики, политическая блокада националистической партии Марин Ле Пен, в которой принимают участие самые разные политические партии, должна обеспечить Макрону столь же убедительную победу, которую одержал Жак Ширак, когда отец Марин Ле Пен, Жан-Мари Ле Пен был сметен с дороги на президентских выборах 2002 года. Но как написала вчера на своей первой полосе газета Le Monde, политическая сцена во Франции сейчас выглядит совершенно иначе.
Меланшон не хочет принимать чью-то сторону
По обеим сторонам политического спектра традиционные политические партии деморализованы после того, как кандидаты как от социалистов, так и буржуазных «республиканцев» были уничтожены еще в первом туре.
И хотя буржуазный кандидат Франсуа Фийон и социалист Бенуа Амон сейчас рекомендуют голосовать за Макрона, это вовсе не означает, что совету последуют все их избиратели.
Многие из наиболее консервативных избирателей и избирателей — убежденных католиков считают Эммануэля Макрона слишком либеральным, в то время как большое число избирателей левой ориентации уже покинуло социалистов.
Получив почти 20% голосов, марксист Жан-Люк Меланшон, — кандидат левого фланга, добившийся наибольшего успеха в первом туре. Пока он не захотел заявлять о своих предпочтениях во втором туре. Не указал ни на Макрона, ни на Ле Пен. По словам руководителя избирательной кампании Меланшона, Мануэля Бомпара (Manuel Bompard), два оставшиеся кандидата сейчас «участвуют в чемпионате мира по непристойности», чтобы выиграть голоса рабочего класса, которых ни один из них не заслуживает.
И если голосовать не придут и разочарованные рабочие, и правые католики, заключительная гонка может стать более напряженной, чем предполагалось.
И поэтому финишный рывок обещает быть жестким.