Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поможем активизации ОДКБ и будем полезны нашей стране

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По решению президента Армении Сержа Саргсяна Юрий Хачатуров был уволен с поста Секретаря Совета национальной безопасности и перешел на пост генерального секретаря ОДКБ. Генеральным секретарем ОДКБ всегда был представитель Российской Федерации, и впервые по принципу ротации представитель другой страны ОДКБ назначается на эту должность. Какое значение это может иметь для организации и для Армении?

По решению президента Армении Сержа Саргсяна Юрий Хачатуров был уволен с поста Секретаря Совета национальной безопасности и перешел на пост генерального секретаря ОДКБ. Генеральным секретарем ОДКБ всегда был представитель Российской Федерации, и впервые по принципу ротации представитель другой страны ОДКБ назначается на эту должность. Какое значение это может иметь для организации и для Армении?


Об этом газета «Айоц ашхар» беседовала с директором армянского филиала Института стран СНГ Александром Маркаровым.


Александр Маркаров: После Николая Бордюжи, да, впервые на эту должность назначен представитель Армении, по алфавитному порядку председательство в ОДКБ перешло к Армении. Ротация — распространенный принцип, который действует в различных международных организациях.


Безусловно, его применение будет полезно для организации. Генеральный секретарь ОДКБ отражает лицо организации, но ежедневная работа осуществляется не с помощью «ума», «рук», «мускулов» генерального секретаря, а усилиями всего аппарата данной организации.


ОДКБ, как организация коллективной безопасности, обладает целой бюрократической системой, которая занимается каждодневной деятельностью организации, а это вытекает из тех основных документов, которые принимают главы стран членов ОДКБ. Это документы стратегического значения, которые определяют деятельность структуры и ее перспективу на определенный срок.


«Айоц ашхар»: Часто звучит вопрос о том, какое значение может иметь назначение представителя Армении на должность генсека ОДКБ. Может ли он в этой должности продвигать интересы нашей страны?


— Армения в любой организации должна стараться продвигать свои государственные интересы, вне зависимости от того, кто является представителем Армении в этой организации и какую он играет роль. Для господина Хачатурова, как главы ОДКБ, может быть как легко, так и трудно продвигать интересы Армении.


Что я имею ввиду? Заявления, сделанные не гражданами Армении, особенно касающиеся Армении, могут получить большое звучание, и будут восприниматься совершенно по другому, если их озвучивает представитель Армении. В любом случае, согласно действующему принципу, позиция организации должна сохраняться неизменной, так как в этом процессе первостепенное значение играет не происхождение руководителя, а отражение стратегического видения ОДКБ.


Армения одна из тех стран, которые пытаются придерживаться активной позиции в деятельности ОДКБ и являются авторами ряда инициатив. Армения продолжает эту свою политику, не зависимо от поведения других стран-членов организации.


Юрий Хачатуров был главой генерального штаба вооруженных сил Республики Армения, секретарем Совета Национальной Безопасности, а эти структуры, понятно, что прямо связаны с деятельностью ОДКБ, осуществляли проекты, которые непосредственно касаются как интересов Армении, так и вообще деятельности ОДКБ. Это означает, что Армения владеет арсеналом возможных действий, которые могут служить, как во благо нашей страны, так и способствовать активизации деятельности ОДКБ.


— Получается, если Хачатуров завтра сделает жесткое заявление в адрес Азербайджана, осуществившего диверсию против Армении или Карабаха, со стороны стран ОДКБ это будет воспринято как субъективизм или односторонний шаг?


— Такие истории были и во время Бордюжи, когда его заявления были удостоены критики некоторых стран ОДКБ. Они утверждали, что эти заявления не были с ними согласованы.


Необходимо помнить одно: при необходимости, на такие события нужно реагировать вовремя и жестко. Понятно, что заявления нужно согласовывать с бюрократическим аппаратом, а это процесс, требующий времени. Особенно это актуально, когда мы имеем дело с таким партнером, как Казахстан, по вине которого процесс назначения генсека ОДКБ от Армении так затянулся.


Значит, имея такого партнера, можно предположить, что заявления могут вызвать различную реакцию именно со стороны этих членов ОДКБ. Они могут сказать, что это мнению не было с ними согласовано. Но нужно учитывать одну простую вещь: то или иное заявления делается не стороны одной личности, это не его инициатива, а заявление всей организации.


Мы уже должны думать и о том, как мы будет относится к тем заявлениям, которые может сделать занимающий в будущем должность генерального секретаря ОДКБ уже не гражданин Армении, а например представитель того же Казахстана.


Есть еще одно важное обстоятельство — защита интересов стран-участниц входит в функции ОДКБ, что дает возможность выражать интересы и своей страны. То есть, если участие Армении в ОДКБ в интересах Армении, естественно, заявления этой организации, ее действия также должны исходить из интересов Армении. Так же как действия Армении должны соответствовать интересам всей организации.


Этим принципом должны руководствоваться страны-члены ОДКБ. Увы, нам известно множество случаев, когда действия некоторых стран не соответствуют интересам других членов.


— Вы отметили, что реакции ОДКБ должны быть своевременными. А между тем, после четырехдневной войны в апреле(от ред. — между Карабахом и Азербайджаном) заявление этой организации прозвучало довольно поздно. Если бы тогда руководителем ОДКБ был представитель Армении, затянулось бы настолько это заявление?


— Есть два подхода. Первое: выступающий от имени ОДКБ представитель может выразить собственное мнение, учитывая позицию этой организации, которая ранее была озвучена. То есть, заявления исходят от уже озвученных позиций.


Второе: организация может представить собственное мнение по поводу того или иного происшествия, согласовав это с другими государствами-членами. То есть, задержка заявления может быть обусловлена не тем, что впереди, например, суббота-воскресенье, а тем, что в организации нет однозначного подхода — как отреагировать на случившееся. Поэтому было сказано, что с некоторыми выражениями Николая Бордюжи были не согласны руководители некоторых государств-членов.


Что касается возможных заявлений относительно Арцаха(Карабаха), то заявления Юрия Хачатурова, как руководителя ОДКБ, должны иметь общий характер, должны исходить из политики ОДКБ. Однако, с другой стороны, понятно, что для господина Хачатурова, как армянского офицера, будет трудно представлять такие мнения, которые не будут совпадать с позицией армянской стороны.


В любом случае, ОДКБ — это тот формат, в рамках которого мы научились работать, имеем возможность защищать наши интересы и использовать эту организацию в наших интересах.


— 16-21 апреля Азербайджан провел широкомасштабные военные учения, в которых приняли участие 30 тысяч военнослужащих. Однако 1-5 мая снова объявлены учения, на этот раз — турецко-азербайджанские. Следует ли считать это военной угрозой для региона и, в частности, для Арцаха и Армении?


— Азербайджан — страна, которая способствует гонке вооружений, страна, которая с годами приобрела огромное количество оружия, тренировала свою армию, а теперь пытается использовать свои «достижения».


Не секрет, что Азербайджан пытается урегулировать Арцахский конфликт так, как угодно ему. Для этого он готов реализовать силовой, соответствующий военный сценарий. Доказательством этого является также апрельские события. Не секрет также, что Азербайджан пытается использовать такие военные игры для повышения результативности, подготовки армии. Но опыт показывает, что это ей не очень-то удается.


С другой стороны, военные учения остаются частью повседневной жизни любой армии. Что касается того, что Азербайджан проводит учения с Турцией, то с кем же еще? Хотя иногда в качестве потенциального партнера может выступить и Грузия.


Руководствующиеся принципом «Два государства — один народ» Азербайджан и Турция действуют также по логике «Два государства — одна армия или силовая структура». Турция полностью вовлечена в азербайджанские военные инфраструктуры на территории Нахиджевана. Турция там не только готовит представителей азербайджанских спецслужб, но и напрямую заменяет их, руководя эти службы.


Так что, рассматривая проводимые ими широкомасштабные учения с разных точек зрения, нужно оценить это также с позиции нашей и региональной безопасности.