Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и Кубани

Министр инфраструктуры Владимир Омелян уверен, что в стране авиасообщение должно быть таким же привычным как поездка в «маршрутке»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мининфраструктуры и Госавиаслужба Украины сделали все возможное и выиграли все суды, которые можно было выиграть. Украина в рамках всех своих исков к России, государству-агрессору, подаст в международные суды отдельный авиационный иск. Мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани и других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время.

Приход крупнейшего европейского лоукостера Ryanair этой осенью на Украину резко обострит конкуренцию за пассажира. Предлагая свои билеты по низким ценам, авиаперевозчик может перетянуть на себя существенную долю пассажиропотока уже летающих из Украины авиакомпаний.


Однако выход Ryanair на Украине оказался не таким легким. До сих пор авиаперевозчик не заключил с аэропортами Борисполь и Львов соглашений о том, на каких условиях он будет работать с ними. Ryanair, известный своим жестким подходом к таким переговорам, желает получить максимально возможные скидки для обслуживания в украинских аэропортах.


Приход Ryanair поддерживает министр инфраструктуры Владимир Омелян, который в интервью РБК-Украина, которое мы посвятили, в основном, авиационной тематике, заявил, что пользование авиацией должно стать таким же привычным для граждан, как пользование маршрутками или такси. Для этого тарифы на обслуживание в аэропортах, которые платят авиакомпании, должны быть снижены, уверен министр.


5 мая Министерство инфраструктуры обнародовало проект приказа ведомства, которым предлагается снизить аэропортовые сборы, взимаемые в аэропорту Борисполь. В частности, документом уменьшается аэропортовый сбор за каждого отправленного международным рейсом пассажира с 17 до 13 долларов. Новые условия работы в Борисполе облегчат работу не только для Ryanair, но и для любых других авиакомпаний, которые будут летать из украинских аэропортов.


Министр уверен, что за счет наращивания объемов пассажиропотока авиаузлы смогут зарабатывать больше. Не только о Ryanair, но и о политике, планах по строительству двух новых аэропортов на Украине, развитию внутриукраинских полетов, возможных сроках восстановления авиасообщения с Россией министр инфраструктуры Владимир Омелян рассказал в интервью РБК-Украина.


Про Николая Мартыненко


РБК-Украина: Почему вы решили взять на поруки бывшего народного депутата, фигуранта одного из расследований Национального антикоррупционного бюро Николая Мартыненко?


Владимир Омелян: Я сделал это сознательно, хоть и понимал, какой шквал эмоций это вызовет. Это была позиция политической партии. Я, как делегированный от нее член правительства, считаю, что не мог поступить по-другому. Я не могу сказать, что это вызвало у меня какие-то позитивные чувства. Чтобы я от этого изменился — нет. Чтобы я начал работать по-другому — тоже нет. Но это был тот компромисс, который был необходим для общего дела.


— Но почему вас не оказалось в окончательном списке людей, которые за Мартыненко поручились в суде?


— Я тоже удивился. Все необходимые подписанные мной материалы и заявления я подал.


— Какие сейчас у вас взаимоотношения с Арсением Яценюком, лидером партии «Народный фронт», от которой вы делегированы в кабинет министров?


— Абсолютно нормальные и конструктивные. На самом деле, от этого решения они не претерпели резких изменений. Он является лидером партии. У меня должны быть с ним хорошие отношения как с лидером партии.


— Правда ли что на вас непосредственно надавил Арсений Яценюк, чтобы вы взяли на поруки Николая Мартыненко?


— Давления не было. Но я считаю, что не могу рассчитывать на поддержку партии, не поддерживая ее сам, и наоборот.


Про Ryanair


— Давайте поговорим непосредственно о вашей работе. В последнее время вас сильно критикуют за то, что вы предложили установить низкие ставки аэропортового обслуживания для лоукостера Ryanair в аэропорту Борисполь и это может привести к многомиллионным убыткам для предприятия. Кому-то не нравится, что вы пригласили в Украину авиакомпанию Ryanair?


— Людей всегда пугает неизвестное. Вместо того чтобы новые вещи приносили радость, люди их пугаются. Мы терпеливо поясняем, что для рынка и присутствующих на нем авиаперевозчиков это будет только выигрыш — увеличится конкуренция, возрастет число перевозок, люди будут больше летать. Безусловно, это вызывает обеспокоенность у некоторых классических авиаперевозчиков. И это не только МАУ, это и Lufthansa. Она тоже обеспокоена заходом Ryanair на украинский рынок. Кроме того, обеспокоена авиакомпания Wizz Air. Это и другие компании, которые здесь работают и летают.


Они понимают, что им сейчас необходимо будет перестроить свою стратегию, потому что Ryanair действительно действует в самом низком ценовом сегменте с очень жесткими условиями работы как с аэропортами, так и с пассажирами. С ними выдержать конкуренцию непросто. Если сейчас Ryanair перевозит в год 130 миллионов пассажиров, то в их планах в ближайшие годы достичь показателя в 200 миллионов пассажиров. Мое видение и планы и стратегия Министерства инфраструктуры состоят в том, чтобы украинцы летали чаще. Если летает 4-5% населения, как сейчас, то, по сути, это — ничтожно мало. Появление бюджетного перевозчика как раз укладывается в концепт нашей стратегии, а именно: сделать авиацию доступным видом транспорта. Пользование авиацией должно стать таким же привычным для граждан, как пользование маршрутками или такси. Такси высокого класса, но все же такси. На сегодня, чтобы полететь самолетом за безумные деньги, украинцы должны экономить полгода. Этого не должно быть.


— По словам источника на авиационном рынке, вы подписали некий протокол с Ryanair, в котором зафиксирована цена в 7,5 долларов, которые будет платить авиакомпания за аэропортовое обслуживание каждого пассажира в Борисполе. Сейчас эта цифра в аэропорту значительно выше. Якобы Ryanair считает этот протокол обязывающего характера для Мининфраструктуры. Насколько это соответствует действительности?


— Тут опять-таки есть много спекуляций. Что было сделано? После того как Жуляны (аэропорт Киев — прим. ред.) «внезапно» отказались от предложения Ryanair, мы провели переговоры с аэропортом Борисполь и с Ryanair. Мной было подписано письмо о намерениях в присутствии представителя Борисполя, который также подтвердил эти позиции. Там была не только фиксация цены, но и ряд других параметров, которые являются приемлемыми для Борисполя. Сейчас аэропорт работает над воплощением всех этих параметров в соглашение. Это же делает и аэропорт Львов.


— Правда, что в документах фигурирует цифра в 7,5 доллара?


— Я не могу это комментировать. Это — конфиденциальная информация.


— Вы можете обнародовать письмо о намерениях?


— Это опять-таки конфиденциальная информация. Это обязательство между аэропортом Борисполь и Ryanair. Для меня ключевое, чтобы все авиакомпании, которые присутствуют в аэропорту, имели равные условия. Если у нас конкуренция, то она должна быть на равных.


— Когда Борисполь подпишет контракт с Ryanair?

 

— Прошли успешные переговоры в Белфасте (в конце апреля во время авиационной конференции Routes Europe 2017 в Северной Ирландии — прим. ред.). Сейчас мы окончательно согласовываем программу развития аэропорта Борисполь и равной ценовой политики для всех. 

 

— Условия, которые будут прописаны в соглашении с Ryanair, будут эксклюзивными для этого лоукостера? Или на них смогут рассчитывать и другие авиаперевозчики?


— Безусловно, эти условия должны ложиться в общую концепцию развития Борисполя. У нас ситуация одинаковая, что в воздухе, что на море, что в других отраслях, когда государственные компании берут ничем не обоснованные сверхвысокие тарифы на предоставление своих услуг. Из-за этого украинская экономика становится неконкурентоспособной. Мы видим это по портам, по Укрзализныце. Поэтому ключевая задача, которую я поставил перед собой как министр, состоит в том, чтобы снижать тарифы, но за счет наращивания объемов зарабатывать больше.


— Но снижение тарифов приведет к снижению прибыли для госпредприятия Борисполь…


— Когда мы анализировали тарифную политику аэропорта Борисполь, то увидели интересные вещи. В последний раз тарифы на аэропортовое обслуживание поднимались в 2008 году. Обоснованием для повышения была необходимость получить средства на строительство новых терминалов. Терминалы уже построены. Возникает вопрос — на что идет разница, на которую был поднят тариф в 2008 году? Аэропорт должен быть конкурентоспособным. Если мы хотим иметь много пассажиров, услуги аэропорта не должны стоить дороже, чем билет на самолет.


— Правильно ли я понимаю, что новые тарифы на обслуживание в Борисполе не будут зафиксированы на каком-то одном уровне, а будут варьироваться в зависимости от, допустим, объемов перевозки пассажиров?


— Сейчас это все согласовывается. Поэтому, я думаю, что лучше всего это прокомментирует представитель аэропорта Борисполь.


— Каким образом будут установлены новые условия для авиакомпаний? Приказом Мининфраструктуры?


— Да, мы подготовили изменения. Проект приказа уже на сайте Министерства инфраструктуры.


— Как вы считаете, Минэкономразвития и Минфин согласуют этот приказ?


— Это вопрос государственной политики. Если мы хотим полноценно «включиться» в Европейский Союз, то они должны согласовать. Если мы хотим заниматься только декларациями, то можем ничего не подписывать и ждать, когда нам упадет все на голову. В плохом понимании этого слова.


— Поддерживает ли премьер-министр выход на украинский рынок Ryanair?


— Он поддерживает. Мне приятно, что у нас есть единодушная поддержка со стороны президента, премьер-министра и политических партий, которые формируют коалицию, и, что приятно, других партий.


— Нет ли у вас опасений, что НАБУ начнет расследование относительно вас из-за снижения ставок аэропортовых сборов в Борисполе?


— Понимаете, я считаю, что я делаю правильно для людей. Если я буду иметь личные проблемы, так же как в пятницу (21 апреля появилась критика в соцсетях из-за того, что Владимир Омелян согласился взять на поруки Николая Мартыненко — прим. ред.), значит, я буду иметь личные проблемы. Но я четко знаю, что это движение страны в правильном направлении.


— Требовал ли Ryanair какие-либо доплаты за полеты в Украину?


— Переговоры с Ryanair велись еще с 2011-2012 годов. Мы фактически возобновили эти переговоры после того как я стал министром. Со стороны Ryanair был абсолютно нормальный подход. Они не просили никаких доплат за полеты в Украину, как это они часто практикуют в работе с другими странами. Больше рассказать я не имею права. Но переговоры шли одновременно с аэропортами Львов и Жуляны. Еще перед началом переговоров с Жулянами из Ryanair был направлен запрос в Борисполь, но там почему-то его проигнорировали. Я счастлив, что они, в конце концов, вышли на Борисполь и Львов.


— Почему Жуляны отказались?


— Я не хочу вмешиваться в их коммерческую деятельность. Они посчитали, что им будет так лучше. Я считаю это решение ошибочным. Кстати, мою точку зрения разделяет и мэр Киева Виталий Кличко. Но опять-таки, это их дело.


— Меньше всего проблем для захода Ryanair было с аэропортом Львов. На каких условиях будут работать аэропорт и Ryanair?


— На конкурентных и привлекательных для аэропорта и для Ryanair.


— Почему так получилось, что карта маршрутов Ryanair из Львова шире, чем из Борисполя?


— Там (во Львове — прим. ред.) сопротивления меньше. Я думаю, что из-за этого в первую очередь.

 

— Почему не рассматривается вопрос полетов Ryanair не из Борисполя, а из более мелких аэропортов Гостомеля, Житомира или Белой Церкви? Ryanair во многих странах летает во второстепенные аэропорты, что позволяет снизить цены на билеты, поскольку в таких аэропортах значительно ниже цены на аэропортовое обслуживание.


— Потому что я считаю бредом на этой стадии летать из Гостомеля. Честно говорю. У нас нет пока такого большого числа людей, которые готовы летать даже по низким ценам, чтобы мы говорили об использовании каких-то отдаленных аэропортов. Кроме того, сама инфраструктура в Гостомеле не развита. Безусловно, состояние взлетно-посадочной полосы в Гостомеле очень хорошее. Но все остальное там отсутствует. К примеру, есть вопрос — как добираться в аэропорт. Кроме того, там отсутствует терминал. Были разные сумасшедшие идеи, к примеру, летать из аэропорта Узина, Житомира или еще откуда-то. Но на данном этапе для нас ключевое, чтобы Ryanair зашел. Зашел, как они считают, в два потенциально хабовых города — Львов и Киев. Я думаю, что их планы намного больше, что это только начало. Если все будет успешно, то они существенно расширят свою деятельность на Украине и начнут летать из других городов. Я был бы очень рад, чтобы Борисполь и Львов были базовыми аэропортами для Ryanair. Это все возможно. Тут главное хотеть. Или оставить ситуацию как есть, и ездить на телеге — это, в принципе, 30-60 дней и вы уже в Европе на волах.


— Правильно ли я понимаю, что Ryanair рассматривает возможность полетов и из таких городов, как Одесса или Днепр?


— Да, они рассматривают. Потенциально они им интересны. Я надеюсь, что не только им. Поэтому я бы очень хотел, чтобы все города, которые имеют нормальную инфраструктуру, в первую очередь, взлетно-посадочные полосы и аэронавигационные системы безопасности, имели возможность принимать большое число авиакомпаний. 

 

— Ryanair рассматривает возможность полетов внутри Украины?


— Пока что у нас не разрешено законодательством, чтобы иностранная авиакомпания выполняла полеты по внутриукраинским маршрутам. Это возможно только в случае, если Ryanair будет иметь какую-то свою украинскую дочернюю компанию. Но я не знаю таких случаев в практике Ryanair. Я надеюсь, что в этом году у нас будет создана еще одна авиакомпания, которая будет достойным конкурентом МАУ. И мы будем иметь то, что когда-то уже у нас было, а именно конкуренцию между двумя национальными авиаперевозчиками — МАУ и АэроСвитом.


— Можете рассказать, о какой именно авиакомпании идет речь?

 

— Пока что не могу. Переговоры еще продолжаются.


— Насколько соответствует действительности информация о том, что эта авиакомпания будет делать ставку на внутриукраинские полеты?


— Я более чем уверен, что они будут осуществлять внутриукраинские перевозки. Я бы хотел, чтобы была нормальная конкуренция, взаимодополняемая синергия, но не борьба. Главное, чтобы это произошло. Мы над этим сейчас настойчиво работаем.


— Кроме Ryanair и создания новой авиакомпании, еще планируются какие-то инвестиции в авиацию?


— На этой неделе (интервью состоялось в последнюю неделю апреля — прим. ред.) руководители Борисполя и Львова Павел Рябикин и Татьяна Романовская находились в Северной Ирландии, в Белфасте, на авиационной конференции Routes Europe 2017. Они привезли хорошие новости. Кроме того, на днях одна из крупнейших авиакомпаний мира — Qatar Airways — официально объявил о начале полетов в Украину. После начала полетов этого авиаперевозчика из Украины мы сможем сравнить работу Qatar Airways, МАУ и Ryanair. Эти авиакомпании работают в абсолютно трех разных нишах. AlItalia вернулась на украинский рынок.

 

— Сомневаюсь, что украинцы смогут сравнить работу Qatar Airways, поскольку у нее билеты, как правило, дороже МАУ и Ryanair.


— Опять-таки каждый выбирает то, что может. Главное, чтобы выбор был.


— Но неизвестно, когда именно Qatar Airways начнет полеты на Украину…


— Планируется — зимний сезон 2017 —летний 2018 года. Мы сейчас проводим с ними переговоры.


— Qatar Airways базируется на Ближнем Востоке в Катаре. Несколько лет назад в Украину начала летать еще одна авиакомпания из этого региона — Emirates. Однако, не полетав и года, она свернула свои полеты. Ведутся ли переговоры с Emirates о возобновлении полетов?

 

— Я бы этого также хотел. Но пока что рано об этом говорить.


— Как вы можете прокомментировать желание МАУ начать полеты по тем же маршрутам, что планирует и Ryanair?


— Я был удивлен этой информацией. Наверное, это хорошо.


— Это усилит конкуренцию.


— Безусловно. Но тогда и Ryanair должен выйти на маршруты МАУ, чтобы была полноценная конкуренция. А то, если только одна авиакомпания выходит на маршруты другой, это не совсем правильно.


— Сначала Ryanair заявил о том, что начнет летать в конце октября. Но недавно он заявил, что полеты по части маршрутов начнутся на два месяца раньше. Почему так произошло?


— Я не знаю. Но исхожу из того, что, наверное, из-за ажиотажа они начинают полеты раньше. Видимо, динамика продаж билетов их удовлетворила.


— Один из прямых конкурентов Ryanair — авиакомпания easyJet — рассматривает возможность начала полетов на Украину? Ведете с ними переговоры?

— Предварительные разговоры были. Увидим.


Об аэропортах и Игоре Коломойском 


— Как вы можете прокомментировать первые недели работы нового руководителя Борисполя Павла Рябикина? И как вы оцениваете работу Татьяны Романовской на должности руководителя Львова?


— Работу Татьяны Романовской я оцениваю положительно. Она многое сделала для развития Львова. Когда она пришла на эту должность, аэропорт был в таком состоянии, что его можно было закрывать через пару месяцев. Она резко увеличила число рейсов, число авиакомпаний. Появилась масса новых маршрутов. Это большой плюс. И это ее заслуга, в первую очередь. Никто ей не говорил, как надо работать. Она сама пошла и начала работать. Мне нравятся такие руководители. О результатах работы Павла Рябикина еще рано говорить. Он начал, он старается. Я думаю, что за месяц-второй будет понятно. Но у него есть все шансы стать лидером.


— Почему после того как Павел Рябикин был назначен на должность гендиректора Борисполя было принято решение оставить бывшего и.о. гендиректора аэропорта Евгения Дыхне на должности первого заместителя? Также на своих должностях остались и другие менеджеры, многих из которых связывают с МАУ и АэроСвитом, то есть фирмы олигарха Игоря Коломойского.


— Это решение Павла Рябикина. Моя точка зрения состоит в том, что новый руководитель должен привести новую команду.


— Буквально через несколько дней после того, как Павел Рябкин начал руководить Борисполем, СБУ сообщила о том, что они совместно с прокуратурой разоблачили хищение почти в 30 миллионов гривен менеджментом аэропорта. Как вы можете прокомментировать это сообщение?


— Таких дел было и будет еще много. Мы всячески поддерживаем такие расследования. Проблемных вопросов очень много. Как только дело касается государственного имущества, появляется масса желающих нажиться на государственной собственности. К примеру, в Борисполе это возможность за счет низких государственных ставок на аренду площадей нагреть себе карманы. Также есть возможность «заработать» на авиационном топливе, парковках и так далее в аэропорту.


— Когда будет достроена парковка в Борисполе?


— Строительство возобновится в этом году и будет закончено в следующем.


— Если зашла речь о вопросах, связанных с правоохранительными органами, то не могу не спросить о недавнем задержании СБУ с прокуратурой заместителя Татьяны Романовской, а именно заместителя гендиректора по вопросам эксплуатации аэропорта Львов Романа Зозуляка. Его обвиняют в вымогательстве и получении взятки…


— Мы знали об этом. Мы общались по этому поводу с Татьяной Романовской. Наши подозрения подтвердились. Мы всячески помогаем Генеральной прокураторе. К сожалению, такое бывает. Пока один работает, другие воруют.


— Давайте поговорим о других украинских аэропортах. В прошлом году кабинет министоров принял Государственную целевую программу развития аэропортов до 2023 года, в рамках которой планируется инвестировать из разных источников несколько миллиардов гривен в украинские аэропорты. Одним из объектов для инвестирования в ней указан аэропорт Одесса. Сейчас его взлетно-посадочная полоса находится в неудовлетворительном состоянии. Планирует ли государство инвестировать в ее ремонт?


— По нашим предварительным подсчетам, для ее ремонта необходимо около 2 миллиардов гривен. Мы планировали получить первые 300 миллионов гривен на эти цели в прошлом году. К сожалению, не удалось выбить эти средства. Надеюсь, что в этом году удастся получить средства на ремонт. ВПП в Одессе, действительно, необходимо ремонтировать. Частный инвестор там построил хороший терминал, но неудовлетворительное состояние полосы негативно сказывается как на самой Одессе, так и на всем регионе. По моему глубокому мнению, и Одесса, и Львов могли бы быть хабами для своих регионов. Борисполь им уже стал.


— В этом году планируете получить те же 300 миллионов гривен?


— Я надеюсь, что удастся получить больше. Но вопрос пока что прорабатываем.


— Это решает Минфин?

 

— Да, это решает Минфин.


— А как же идея бывшего председателя Одесской облгосадминистрации Михаила Саакашвили построить новый аэропорт в Одессе? От нее отказались?


— Это пока что идея. В будущем, если в одесские порты зайдут международные портовые операторы DP World и Hutchison Ports, а порт Южный будет большим промышленным хабом, то идея строительства нового грузового аэропорта возле Южного будет интересной. Пока это из разряда книг Жюль Верна. Но, в принципе, большинство из того, что написал этот писатель в своих романах, сбылось.


— Еще один аэропорт, к которому у многих авиакомпаний возникают претензии, это аэропорт Днепра. Фактически он находится в собственности Игоря Коломойского, который не горит желанием видеть в нем конкурентов его авиакомпаний МАУ и Днеправиа. Планируете ли что-либо делать для того, чтобы облегчить доступ в этот аэропорт другими авиакомпаниям? Не рассматриваете возможности лишить аэропорт сертификата, который выдает подчиненная вам Государственная авиационная служба?

 

— Это было бы крайней мерой. Это можно будет делать только тогда, когда все ресурсы будут исчерпаны. Я считаю, что это могло бы стать фактически наказанием для жителей Днепра и региона вокруг него. Они и так сейчас летают со сложностями — цены на билеты из Днепра сумасшедшие, альтернативы нет. Многие из них ездят в аэропорт Запорожья. Но аэродром Запорожья сейчас ремонтируется. Это ненормальная ситуация с аэропортом в Днепре. Я надеюсь, что следующим городом, из которого полетит Ryanair, будет, собственно, Днепр.


— Вы считаете, что Ryanair пустят в вотчину Игоря Коломойского?

 

— Будем думать, как это сделать.


— Можете рассказать, что вы будете делать?


— Пока что мы обратились в Антимонопольный комитет. Ждем его решения. У нас была дискуссия с собственниками аэродрома в Днепре. Провели переговоры с руководством области, одним из наиболее прогрессивных на Украине, по моему мнению. Если они закончатся успешно, то, возможно, решение мы и найдем. Есть инициатива мэра Днепра Бориса Филатова построить альтернативный аэропорт. На самом деле, эта инициатива тоже заслуживает внимания. С современными технологиями это не такое дорогое удовольствие, как это было раньше. Поэтому сейчас мы рассматриваем оба варианта — или закончим успешно переговоры с собственниками нынешнего аэропорта, или сконцентрируем свои усилия с мэром Днепра, чтобы построить новый аэропорт.


— Где именно в Днепре планируется построить новый аэропорт?


— Место уже есть. Четкое понимание — тоже. 

 

— Каков объем инвестиций может быть направлен в этот проект, и кто будет вкладывать средства?


— Это будет государственно-частное партнерство. Это точно будет софинансирование со стороны области, города и, возможно, государства, если мы найдем для этого средства.


— На каком этапе процесс реприватизации авиакомпании «Днеправиа»?


— Информация о том, что Хозяйственный суд Днепропетровской области по иску Фонда госимущества принял решение о разрыве договора купли-продажи с нынешними собственниками авиакомпании, для меня было новостью. Я прочитал ее в Facebook на странице генпрокурора Юрия Луценко. Но там дальше должна быть апелляция. Я не знаю о дальнейшей судьбе авиакомпании. Я не думаю, что государство будет лучшим собственником этого актива.


— Если авиакомпания все-таки будет возвращена в госсобственность, то кто будет ею управлять — Фонд госимущества или Мининфраструктуры?

 

— Об этом пока что рано говорить.


— Давайте поговорим еще об одном активе Игоря Коломойского в авиационной сфере — аэропорте Ивано-Франковска. В прошлом году из этого аэропорта начала летать авиакомпания Turkish Airlines. Однако полеты быстро прекратились, поскольку аэропорт заявил, что из-за самолетов Turkish Airlines полоса может прийти в негодность. Удалось ли найти здесь решение проблемы?


— Я сам был в аэропорту Ивано-Франковска, чтобы проверить эту информацию. Действительно, техническое состояние полосы плохое. Аэродром строился для военных целей под истребители до 20 тонн из плит, которые легко монтируются и демонтируются. Но эта полоса не выдерживает нагрузки современных больших самолетов. Поэтому в этом аэропорту резко стоит вопрос реконструкции полосы. К сожалению, это беда всех аэропортов Украины. Аэродромы, построенные в советские времена, не выдерживают веса современных самолетов. Но есть много желающих органов местного самоуправления финансировать модернизацию аэропортов. К примеру, Житомир самостоятельно это делает. Такой же пример в Херсоне. Кроме того, Украэрорух (Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины — прим. ред.) вкладывает средства в обновление аэронавигационного оборудования — в этом году более 120 миллионов евро. Поэтому все вместе мы можем что-то сделать, по отдельности — нет.


— Вернемся к уже упомянутой программе развития аэропортов до 2023 года. В этом году в рамках ее выполнения, куда планируется направить средства, кроме Одессы?


— В первую очередь, это все-таки аэропорт Одессы. Это ключевой вопрос, который необходимо решить. Если получится с этим проектом, то рассчитываю на выделение средств также на аэропорты Винницы, Черновцов, Ивано-Франковска и Днепра.


— Не могу не спросить о планах по восстановлению работы самого западного аэропорта — Ужгорода. Ранее туда из Киева выполняла регулярные полеты авиакомпания «Мотор Сич», но сейчас регулярного авиасообщения нет. Что делается для его восстановления?


— Буквально две недели назад мы общались с руководителем Закарпатской облгосадминистрации Геннадием Москалем. Для восстановления полетов аэропорт сейчас проходит процедуру сертификации в Госавиаслужбе. Этот процесс занимает довольно много времени. Сейчас туда выполняются только нерегулярные рейсы в дневное время суток.


— Кроме того, в аэропорту Ужгорода есть специфическая проблема. Для посадки на его аэродром самолетам необходимо заходить с воздушного пространства Словакии. С недавних пор получить такие разрешения также стало проблематично. Что делаете для решения этой проблемы?


— Сейчас можно получать только единоразовые разрешения. Если бы эту проблему можно было решить на уровне двусторонних переговоров со Словакией, то мы бы ее решили уже давно. Но этот вопрос необходимо еще согласовывать с Брюсселем, поэтому решение этой проблемы занимает больше времени, чем мы ожидали.


Про «Открытое небо» и полеты внутри страны 


— Когда будет подписано долгожданное Соглашение о едином авиапространстве с ЕС?


— На этой неделе (в последнюю неделю апреля — прим. ред.) я встречался с послом ЕС в Украине Хьюгом Мингарелли. Традиционно поднимал этот вопрос первым. К сожалению, ситуация даже ухудшилась. Это обусловлено очередным витком напряженности между Испанией и Великобританией из-за Гибралтара (эти две страны спорят за принадлежность Гибралтара и находящегося там аэропорта, страны ЕС не могут согласовать текст соглашения для подписания с Украиной — прим. ред.). В ЕС помнят о нас, они тоже прикладывают усилия, но пока что вопрос не решен. Переубедить Мадрид и Лондон пока что невозможно. Поэтому мы пошли по пути подписания двухсторонних соглашений о либерализации воздушного пространства со странами ЕС.


— Но еще недавно вы утверждали, что есть позитивный тренд в решении этой проблемы?


— Был позитивный тренд, когда я в декабре прошлого года ездил в Брюссель. Складывалось впечатление, что вот-вот и подпишем соглашение. — Вы обещали поставить палатку в Брюсселе, чтобы добиваться подписания этого соглашения. Будете ставить?


— Да, обещал. Но сейчас не могу поставить, потому что могут сказать, что я убежал от взятия на поруки Николая Мартыненко. — С какими именно странами ЕС ведутся переговоры о либерализации?


— С большинством. В частности, с Францией, Бельгией, Австрией и другими.


— Планируется ли либерализация авиасообщения с Турцией, через аэропорты которой идет существенный транзитный поток украинских пассажиров?


— Это сложный вопрос. Тут я на стороне МАУ, поскольку я понимаю, что либерализация воздушного сообщения с Турцией приведет к тому, что украинский пассажир будет выбирать для себя Стамбул для дальнейшей пересадки в другие страны. Я этого не хочу. Я хочу, чтобы из Украины летали по всему миру. Я не хочу, чтобы все украинцы летали через другую страну по всему миру.


— Вернемся к региональным аэропортам. Еще со времен модернизации аэропортов под Евро-2012 остаются долги государства перед строителями и другими подрядчиками. Как планируете решить эту проблему?


— Собственно, с этой целью мы реанимировали Евроинфрапроект (Национальное агентство по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу и реализации инфраструктурных проектов — прим. ред.), сейчас это Агентство инфраструктурных проектов. На этом агентстве висело много незаконченной работы не только по аэродрому во Львове, но и аэродрому в Харькове и ряду объектов в Киеве. Я надеюсь, что нам удастся запустить его в работу. Сейчас ведем переговоры с Минфином по этому поводу.


— Так с какой целью вы реанимируете это агентство?


— В первую очередь, с целью сдать в эксплуатацию эти объекты. И вторая цель — это запустить проект по модернизации аэродромов в стране и, возможно, реализации каких-то больших инфраструктурных проектов в будущем.


— Идея об объединении всех государственных аэродромов в одно госпредприятие, на каком этапе находится?


— Пока что реализация этой идеи приостановлена. Если бы мы аккумулировали ресурс для их модернизации в рамках этого госпредприятия, то мы могли бы об этом говорить. Пока что мы такого ресурса не нашли. Рассматривается идея, что средства за взлет-посадку самолетов в аэропортах будут аккумулироваться в общем фонде госбюджета. После этого данные средства будут идти на реконструкцию взлетно-посадочных полос. Но пока решение не принято. Сейчас эти средства идут на счета аэропортов.


— Это правда, что Мининфраструктуры сейчас разрабатывает программу поддержки внутриукраинских полетов?


— Мы над этим работаем. Более того, мы уже собрали предложения от всех авиакомпаний. Ждем только от самой большой украинской авиакомпании (МАУ — прим. ред.) ее предложения. В первую очередь, эта программа будет направлена на решение проблемы со снятием НДС на билеты на внутриукраинских рейсах. Мы считаем, что это позволит серьезно удешевить полеты для наших граждан. Кроме того, в программе будут заложены механизмы удешевления аэропортового обслуживания. Не может быть дешевого билета в дорогом аэропорту. С этой проблемой столкнулась Турция. Там построили очень хорошие аэродромы, но потом они были приватизированы или сданы в концессию. В результате, сначала авиаперевозки резко возросли, но потом темпы роста существенно снизились. Это произошло из-за того, что аэропорты начали зарабатывать сверхнормативно, не в пределах 5-10%, а в разы больше.


— Когда и кем будет принята эта программа?


— Не готов сказать, поскольку не хочу давать голословных обещаний. Мы сейчас над ней работаем.


— Вы упомянули о концессии. Не раз поднимался вопрос о передаче аэропорта Борисполь в концессию частному бизнесу. Не рассматривает ли Мининфраструктуры такую возможность сейчас?


— Эта идея муссируется. Но она противоречит украинскому законодательству, поскольку этот аэропорт имеет стратегическое значение для государства и он запрещен к приватизации и концессии. Но, в принципе, я не исключаю, что это был бы хороший шаг для развития аэропорта, отдав его большому международному оператору. Мы видим по международной практике, что в таком случае прибыли возрастают в разы. И для государства, в том числе. Мы понимаем, что международный оператор точно не будет заинтересован в коррупционных схемах. Но с другой стороны, тут есть опыт Турции, который в некоторой степени нельзя считать позитивным — такие аэропорты концентрируются на максимизации своей прибыли. А нам важно, чтобы население летало и имело доступ к дешевому доступному авиационному виду транспорта. 

 

— Кстати, какова судьба проекта «Воздушный экспресс» — строительство железнодорожного сообщения Киева с аэропортом Борисполь?


— Ранее было принято решение свернуть кредитную линию от Экспортно-импортного банка Китая под этот проект. Но на этой неделе у меня была встреча с мэром Киева Виталием Кличко, где мы обсуждали этот вопрос. Я считаю, что в случае воплощения нашей политики относительно развития Борисполя и появления в нем большого числа лоукостеров, то будет абсурдной ситуация, когда полет из Киева в любой европейский город будет стоить 20 евро, а поездка на такси в аэропорт — 10-15 евро. Это неправильная ситуация. Моя идея заключается в строительстве легкого метро от станции метро «Бориспольская» до города Борисполь с отдельной веткой до аэропорта. В таком случае у нас будет чудесная синергия — у нас, помимо метро, до аэропорта будет перехватывающий вид транспорта для всех коттеджных городков и других населенных пунктов вдоль этой линии с парковками.


— И как Виталий Кличко отнесся к этой идее?


— В принципе, позитивно. Но он понимает, что для этого необходимо сделать много работы. Наверное, это тяжелее, чем построить метро на Троещину.


— Не могу не спросить о Крыме. После его аннексии со стороны России Украина ввела запрет на полеты в местные аэропорты для всех авиакомпаний. Согласно нормам международного права, воздушное пространство над Крымом по-прежнему остается за Украиной. Однако полеты в Крым начали российские авиакомпании. Украина накладывает за эти полеты на российские авиакомпании штрафы. Их общие суммы уже достигли сотен миллионов гривен. Что предпринимает Украина для взыскания этих штрафов?


— Мининфраструктуры и Госавиаслужба со своей стороны сделали все возможное и невозможное для этого. Все суды, которые можно было выиграть, мы выиграли. Далее это компетенция Минюста — подать общий иск от Украины к государству-агрессору России.


— Что вы имеете в виду? Украина уже подала иск к России в Международный суд ООН.


— Да. Это будет в рамках всех исков от Украины в международные суды отдельный авиационный иск.


— Когда Украина подаст этот иск?


— Я не знаю.


— Есть ли возможность наложить санкции за полеты в Крым на российские авиакомпании с помощью ИКАО — Международной организации гражданской авиации?


— Мы отработали этот вариант. Пока что нет достаточно четких результатов, чтобы говорить о какой-то победе. Но если вы упомянули ИКАО, то хочу сообщить, что мы в апреле успешно прошли проверку этой организацией. Мы единственная восточноевропейская страна, к которой не было существенных замечаний. Поэтому в вопросах авиационной безопасности мы на высоте.


— Задам гипотетический вопрос. После войны Грузии с Россией между странами было прервано авиасообщение. Однако потом оно было постепенно восстановлено. Есть ли какие-либо подвижки в плане восстановления авиасообщения между Украиной и Россией?


— Я думаю, что мы восстановим авиасообщение с Россией только после возвращения Крыма, востока Украины и, надеюсь, Кубани и других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время.


— Задам один вопрос по Укрзализныце. Всем известно ваше критическое отношение к председателю правления УЗ Войцеху Балчуну. Но он имеет поддержку со стороны премьер-министра. Будет ли Кабмин продлевать срок действия контракта с ним, годичный срок которого вскоре истекает?


— Я думаю, что в конечном счете это решение будет рассматриваться кабинетом министров, после того как будет заслушан отчет о работе за год. Но даже недавнее сообщение УЗ о результатах международного аудита за 2016 год подтверждает, что Войцех Балчун не на своем месте. УЗ получила убыток больше, чем я ожидал: вместо 6 миллиардов гривен это 7,3 миллиарда гривен. Я с удовольствием поеду на концерт Войцеха Балчуна после его увольнения.