На этой неделе азербайджанские Вооруженные силы израильской управляемой ракетой «Спайк» поразили транспортно-заправочное устройство зенитно-ракетной системы «ОСА», принадлежащей армянским Вооруженным силам. Несмотря на то, что режим прекращения огня нарушается ежедневно, практически, в ежечасно, инцидент с нанесением ракетного удара по оборонительной военной технике на территории Арцаха (Карабаха) является беспрецедентным после апрельских боев 2016 года по своей военно-политической составляющей. Поскольку эта установка не представляла никакой угрозы для Азербайджана, действия по умышленному ее уничтожению были провокацией, с целью подтолкнуть армянскую сторону к ответным действиям.
Несмотря на это, инцидент не получил широкого международного резонанса. Кроме военных ведомств противоборствующих сторон, никакая международная организация не отреагировала на произошедшее. Не последовало и заявления Министерства иностранных дел Армении, несмотря на то, что этим шагом Баку в лишний раз подтверждает бессмысленность участия в каком-либо переговорном процессе по урегулированию до установления режима перемирия. Не последовало также заявления Минской группы ОБСЕ и стран-сопредседателей, в том числе России, взявшей на себе роль «модератора» карабахского переговорного процесса в последнее время. И это несмотря на то, что своими действиями Азербайджан пытается доказать бездействие формата МГ ОБСЕ и провалить усилия России по стабилизации ситуации.
До этого инцидента министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что за региональным визитом сопредседателей Минской группы ОБСЕ в начале лета может последовать новая встреча глав МИД Армении и Азербайджана. В ответ министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Маммедъяров заявил, что такая встреча принципиально возможна. «От логики встречи министров иностранных дел в Москве (имеется ввиду встреча глав МИД Армении, Азербайджана и России в Москве 28 апреля- от автора) у меня сложилось такое впечатление, что вывод войск взамен на мир или сдача территорий взамен на мир возможны. Эта логика всего переговорного процесса за последние двенадцать лет. В дипломатии не существует переговоров ради переговоров. Всем понятно, что Армения должна вывести войска из оккупированных территорий Азербайджана»,- согласно азербайджанскому АПА, сказал Маммедъяров.
За этим последовала реакция пресс-секретаря МИД Армении Тиграна Балаяна, согласно которому, содержание московской встречи представлено только в сообщениях МИД Армении и России. И то, что МИД Азербайджана, нарушая договоренности, не распространило аналогичного сообщения, по словам Балаяна, свидетельствует о том, что Баку имеет иные комментарии относительно встречи.
Занимательно то, что Маммедъяров не только открыто говорит о том, что на столе переговоров лежит концепция «территории взамен на мир», но и настаивает, что отказываясь от предусловий начала содержательных переговоров, Ереван таким образом обсуждает эту концепцию. В этом заявлении Маммедъярова есть ловушка. Если все настолько однозначно, и армянская сторона готова обсуждать эту концепцию, то почему Баку должен был поразить технику армянских Вооруженный сил и ставить под вопрос продолжение возобновляющегося переговорного процесса. В конце концов очевидно, что такие провокации могут вернуть Ереван к прежней тактике предусловий.
На самом деле, нет никаких предпосылок того, что армянская сторона обсуждает эту концепцию. Именно этим и обусловлен провокационный шаг Азербайджана, направленный на эскалацию ситуации. Это не что иное, как нового проявление военного шатанжа. Поражение установки ПРО произошло накануне визита сопредседателей Минской группы в регион, назначенного в начале июня, и является сигналом странам-сопредседателям. Смысл послания очень прост: Азербайджан дает знать, что не собирается выполнять договоренности по укреплению режима перемирия, достигнутые в прошлом году на саммитах в Вене и Санкт-Петербурге, несмотря на ощутимость давления в этом направления со стороны формата сопредседателей, и если не будет удовлетворены требования о выводе армянских войск «из оккупированных земель», то Азербайджан может пойти на более серьезные военные решения. На этом фоне бросается в глаза поведение Москвы, которая не слепа, глуха и нема к этой крупной провокации Азербайджана.