Для норвежский участников сюрпризом стало участие сил Северного флота, взявших на себя ведущую роль в учениях «Баренц», посвящённых поиску и спасению, а также предотвращению и ликвидации нефтяных разливов в Баренцевом море.
В прежние годы основными партнёрами по учениям с российской стороны выступали береговая охрана Пограничной службы ФСБ и Морская спасательная служба. В этом году последняя даже не представлена.
Российский флот идёт на сближение с Норвегией
«Мы должны быть готовы помогать друг другу в чрезвычайных ситуациях», — сказал начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота Владимир Горбань. Сотрудники управления принимали участие в нынешних совместных российско-норвежских учениях.
«Эти учения — хорошая возможность для укрепления сотрудничества между двумя нашим странами в области поиска и спасения», — подчеркнул он в разговоре с Barents Observer.
На этой неделе Владимир Горбань приехал в Киркенес в составе российской делегации из 20 человек для участия в совещании по планированию учений. В среду задействованные подразделения выдвинули в район учений в Баренцевом море свои суда и экипажи. В учениях было задействовано в общей сложности восемь судов, патрульный самолёт и вертолёт.
«Раньше с нашей стороны в учениях по ликвидации нефтяных разливов участвовали только гражданские службы — Росморспасслужба, например, — тогда как военные подразделения в таких мероприятиях не участвовали. Теперь же в нашей стране стали прилагать больше усилий для охраны окружающей среды, — объясняет он. — Мы получаем новое оборудование для работы в Арктике, есть новые суда, построенные по стандартам ледового класса, и всё это даёт нам возможность гарантировать поддержку и помощь в Арктической зоне».
В этом году учениями «Баренц» руководила российская сторона. По легенде учений происходит пожар на борту танкера, члены экипажа оказываются за бортом. Учения разбиты на два этапа — спасение экипажа и ликвидация нефтяного разлива.
Положительно отнеслись к участию Северного флота
Как отметили на норвежской стороне, учения прошли гладко.
«Учения этого года прошли успешно, мы выполнили то, что должны были, в строго соответствии с планом», — рассказал Barents Observer Альф Кристиансен, старший советник береговой администрации Норвегии. В норвежско-российском сотрудничестве по вопросам готовности к нефтяным разливам он с момента установления контактов в 1991 году.
Задействование российского флота не должно помешать давнему сотрудничеству, уверен он: «Мы видим положительный момент в том, что в учениях принял участие Северный флот и что система обладает гибкостью. Их участие станет хорошим вкладом в наше сотрудничество в области поиска и спасения. Они полностью справились с обязанностями по проведению учений — как в части поисково-спасательных работ, так и в части устранения нефтяного разлива».
Кристиансен допускает, тем не менее, что «несколько странно», что Морспасслужба не участвовала в учениях в этом году. Эта организация Минтранса РФ оставалась главным участником с российской стороны с самых первых норвежско-российских учений по ликвидации нефтяного разлива, состоявшихся в 1995 году.
Он выразил надежду, что 2018 году в учениях примет участие и Морспасслужба, и флот. В следующем году учения пройдут под руководством Норвегии.
Значительные ресурсы
С норвежской стороны главными партнёрами по учениям «Баренц» выступают береговая охрана и береговая администрация. Кроме того, авиационную поддержку обычно обеспечивают ВВС Норвегии, а норвежское Общество спасания на море предоставляет судно. Взаимодействие обеспечивает Объединённый спасательно-координационный центр.
В этом году для учений были предоставлены суда береговой охраны Норвегии «Харстад» и «Фарм», а также буксир береговой администрации «Стирборг». С российской стороны главная роль принадлежала буксиру Северного флота «Николай Чикер»; были задействованы также корабли береговой охраны «Заполярье» и «Мурманрыба».
Обычно в выполнении заданий участвуют самолёты и вертолёты. В этом году, вопреки плану, не было норвежского патрульного самолёта «Орион», а для вертолёта «Sea King» не смогли оформить документы для пересечения границы между двумя странами. С российской стороны были задействованы самолёт Ил-38 и вертолёт Ка-27.
Баренц-дипломатия
Для учений обе стороны предоставили значительные ресурсы, но при этом все суда оставались по свою сторону от морской границы. У российских судов имелось разрешение на пересечение, но и они воздержались.
Один из участников учений допустил, что учения «Баренц» — это скорее дипломатия и выстраивание трансграничных контактов, чем практический тренинг. В ходе учений норвежские и российские суда, по четыре с каждой стороны, выполняли задания параллельно, при довольно ограниченном масштабе совместных действий. Ни одно из судов не пересекло линию границы, на российских судах не было норвежских наблюдателей, на норвежских был один российский.