На прошлой неделе небольшую обеспокоенность в Латвии вызвало сообщение обычно заслуживающего доверия информационного агентства Reuters о том, что Россия по неизвестным причинам на 90% уменьшила объем грузов, перевозимых по железной дороге в Вентспилсский и Рижский порты. Председатель правления Вентспилсского порта Айварс Лембергс поспешил заявить, что Латвия, отказавшись от участия в проекте «Северный поток-2», обеспечила себе экономический ущерб в размере около 100 миллионов евро.
Однако, похоже, что недоумение и недовольство российских компаний по поводу недостоверного сообщения Reuters было еще больше. Руководству «Российских железных дорог» (РЖД) о сокращении грузопотока ничего неизвестно, как и латвийской стороне во главе с премьером Марисом Кучинскисом. И объемы переваленных через порты грузов об этом не свидетельствуют.
Как указал Кучинскис во вторник в передаче LTV-1 Rīta Panorāma («Утренняя панорама»), прозвучавшее сообщение не соответствует действительности, потому что на 25 мая объем грузов из России, по предварительным данным Министерства сообщения, даже вырос на 15,3% в сравнении с предыдущим годом. «По объективным причинам в мае исчез уголь, потому что закончился отопительный сезон. Других непрогнозируемых спадов нет», — сказал Кучинскис, добавив, что была встреча с руководителем РЖД Олегом Белозеровым, который не подтвердил упомянутые слухи, выразив по поводу них удивление. Правда, премьер подчеркнул: это не означает, что русские не меняют стратегию. Россия уже давно хочет больше использовать свои порты, но с течением лет доказано, что с этим планом дела у русских идут не совсем хорошо.
Перевалено больше, чем надеялись
И относительно будущего Кучинскис выразил уверенность, отметив отсутствие признаков, что в ближайшее время что-то может измениться. Тем не менее, нельзя постоянно полагаться на российские грузы, которые на данный момент составляют 75% всего объема. «Именно поэтому министр сообщения Улдис Аугулис отправится в Германию, посетил форум в Китае и ищет альтернативные источники доходов, чтобы уменьшить риски», — сказал премьер. Представители Вентспилского и Рижского портов не пожелали комментировать возможный объем перевалки грузов по железной дороге в июне.
В Лиепае все спокойно
В СМИ появилась также информация, что РЖД якобы отказывает тем российским компаниям, которые хотят направлять экспорт зерна по железной дороге через порты Латвии. Перевалкой российского зерна в Латвии, главным образом, занимается Лиепайский порт. Представитель Лиепайской специальной экономической зоны Лига Ратниеце-Кадеге подчеркнула, что порт никаких изменений не чувствует, но добавила, что ситуация неоднозначна, так как в отношении России ничего никогда нельзя знать. «В апреле по зерну у нас был рост на 40%, и загрузка портов за четыре месяца была с 20-процентным приростом в сравнении с прошлым годом», — рассказала Ратниеце-Кадеге.
Не согласованные грузы
Единственно президент «Балтийской ассоциации — транспорт и логистика» Инга Антане в беседе с LA по-прежнему указывала, что для обеспокоенности есть основание. По неизвестным причинам российской стороной не согласованы объемы грузов, поэтому уже в апреле показатели были меньше, чем могли бы быть, и это продолжалось в мае. «Мы запрашивали значительно большие объемы. Почему отказали — не знаю. Причин может быть несколько, но ясно, что приведенные Reuters цифры не соответствуют действительности», — отметила Антане. Она не согласна с Лембергом, увязавшим это с проектом «Северный поток-2». Решение правительства Латвии по «Северному потоку-2» появилось позже не согласования грузов. Антане подчеркнула, что латвийские порты могут переваливать намного больше грузов, и со стороны России есть спрос и интерес, но необходимо пройти через согласование.
В свою очередь, исполнительный директор Латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс сказал, что основания для разговоров о сокращении объемов грузов есть всегда, потому что Россия уже давно сформулировала свою политику: акцент на увеличение перевалки грузов через свои порты. Но некоторые обстоятельства не позволяют делать это, и все остается, как раньше. И сейчас ни у железной дороги, ни у портов Латвии огромного спада нет. «Для тревоги нет причин, и ничто не свидетельствует о каком-либо резком спаде. Россия сейчас не ополчилась против транзитного бизнеса Латвии. Если россияне захотят принять политическое решение, то мы все об этом сразу услышим», — сказал Лейшканлс. Он также не считает, что слухи связаны с проектом «Северный поток-2», но в то же время не понимает, почему государство вмешивается в частный бизнес, в котором, кроме России, участвует также, к примеру, Германия.
В России шок больше, чем в Латвии
Сообщение Reuters удивило Министерство сообщения и Latvijas dzelzceļš (Латвийская железная дорога, LDz). Представитель LDz Марис Озолс подчеркнул, что на прошлой неделе Латвию посетил советник президента России Игорь Левитин, который встретился с министром сообщения Улдисом Аугулисом. В ходе встречи обсуждалось сотрудничество двух стран в сфере грузоперевозок, в частности, в развитии международных транспортных коридоров. В июне в Сочи состоится форум «Стратегическое партнерство — 1520», на котором президенты железных дорог Латвии и России обсудят вопросы грузоперевозок», — сказал Озолс.
Более резким в своем комментарии был представитель Министерства сообщения Айвис Фрейденфелдс, который посоветовал распространителям слухов больше дружить со здравым смыслом, в особенности это относится к Инге Антане, потому что такого рода высказывания вредят транзитной отрасли, никоим образом не улучшая ситуацию. «Сам руководитель РЖД Олег Белозеров на телеканале „Россия-24‟ сказал, что сообщение Reuters недостоверно, и отметил, что к нему обращались некоторые недовольные предприниматели», — рассказал Фрейдендфелдс. По его словам, небольшое уменьшение грузов это нормально, потому что в Германии и в других странах Европы закончились холода, и никто не будет задействовать термоэлектростанции без надобности. Фрейденфелдс поделился с LA подготовленным атташе Министерства сообщения Латвии в Москве обзором прессы в связи с информацией Reuters. Из обзора следует, что в России на это сообщение обратили небольшое внимание, и там оно тоже было, как гром среди ясного неба. Представители российской стороны, к примеру, перевозчики зерна и экспортеры угля отмечали преимущества латвийской транспортной инфраструктуры и логистики в сравнении с портами России.