Информация о поставках Россией некоторых новых вооружений Азербайджану за последние дни заставляет переосмыслить не только продолжающееся на карабахо-азербайджанской линии соприкосновения противоборство, но и проблему установления военно-политического баланса во всем регионе.
Естественно, это все не должно вызывать панику, тем более становиться поводом для поспешных действий, потому что армянская сторона тоже имеет достаточно вооружений для противостояния посягательствам противника. Вопрос здесь в правильном расчете изменений характера будущей войны в последствие гонки вооружений и подготовке армии и общества к новой военной-политической ситуации.
Недавно Баку испытал азербайджанские «Спайки», ударив по армянской ракетной станции, когда стало известно, что Азербайджан приобрел российские «Хризантемы», выполняющие те же функции. Этим были созданы условия для поражения армянской военной техники на больших расстояниях.
Понятно, что имея возможность фиксировать передвижения военной техники противника приборами наблюдения и наносить удары на такой же или еще большей дальности, в будущем армянские стороны увеличат также выбор средств поражения. В последствие всего этого будет создана (если уже не создана) ситуация, когда ни одна из сторон не осмелится прибегнуть к использованию бронетехники, в первую очередь, к массовому использованию танковых колон.
Возникает вопрос — кому это будет выгодно в случае возобновления войны? Ясно, что той стороне, которая намерена в будущей войне скорее прорвать оборону противника и выйти на оперативное пространство. А это означает, что перемещение гонки вооружений на плоскость сдерживания вооружений, предназначенных для стратегических прорывов, объективно снизит угрозу их применения. То есть, будущая война обещает стать более тактической, менее маневренной, что объективно выгодной для обороняющейся стороны.
Более того, при таком раскладе будет подчеркнуто превосходство стороны, имеющей ракеты дальнего действия для поражения объектов тыла противника. А это означает, что армянская сторона имеет намного больше оснований для беспокойства в связи с возможностью распространения в постсоветском пространстве таких вооружений, имея ввиду желание руководства Белоруссии приобрести систему «Искандер».
Следовательно, имеющиеся у армянской стороны возможности в рамках ОДКБ должны быть использованы, в первую очередь, для ограничения распространения «Искандеров» на постсоветском пространстве.
Более того, в условиях увеличения возможностей ведения тактической войны, возрастает также взаимная уязвимость территорий, следовательно, становится бессмысленным даже думать о сдаче части этих территорий. Таким образом, Азербайджан со своей новой манией приобретения новых вооружений просто заставляет армянскую сторону думать о более надежной защите того, что есть сейчас под рукой.
Увеличение возможностей ведения тактической войны заставит армянскую сторону подумать также об укреплении инженерных конструкций и переходе на более разбросанные схемы перераспределения сил. Главное то, что увеличение огневой мощи сторон в ближайшем сделает бессмысленным применение больших скоплений бронетехники и авиации для прорыва линии фронта. Это может привести к заметному ограничению военной мании Азербайджана, потому что нанося дальние удары и поражая один танк или унося одну жизнь, невозможно думать о переходе на широкомасштабные действия.
Параллельно с этим, противник несомненно будет думать также о балансировании разрушающей мощи армянских «Искандеров» и рано или поздно приобретет новые партии ракет дальнего поражения.
На этой плоскости гонки вооружений противнику дает некую привилегию также факт наличия в Нахичеване отдельной армии, не скрываемые угрозы поражения Армянской атомной электростанции с помощью этой армии, которые уже оставляют впечатление бреда.
Считаем, что на новой стадии гонки вооружений, когда становится очевидным углубление тенденции обесценивания традиционных способов войны, для армянской стороны важно иметь несколько вариантов нанесения непропорциональных ударов противнику, одновременно несколько сценариев, полностью и основательно исключающих возможность применения Азербайджаном атомного шантажа, точнее — угрозы поражения атомной электростанции.