В России в следующем году президентские выборы, и Владимир Путин без устали посылает Вашингтону сигналы о том, что стремится к конструктивному диалогу с США. Цель, разумеется, разумная сделка на благо обеих сторон. Что касается Путина, то его цель — отмена экономических санкций, которым Россия подверглась в наказание за агрессию в Крыму и на Украине.
Все пути к политическому разрешению конфликта в Сирии — гражданской войны, продолжающейся шест лет — лежат через Москву. По дороге к осуществлению мечты о восстановлении позиций России в мире как сверхдержавы Путин сделал Россию региональной сверхдержавой на Ближнем Востоке.
Он спас Башара Асада, направив в Сирию два году тому назад российскую авиацию. Тем самым он защитил российский флот и авиабазу в Латакии и обеспечил влияние в восточной части Средиземноморья. По информации немногочисленных независимых российских СМИ, переживших путинский террор в отношении средств массовой информации, Путин кроме того обеспечил и дополнительный бонус российской экономике.
По этим сообщениям, цитируем израильским телеканалом «10», национальная российская нефтяная компания в прошлом году заключила с правительством Асада соглашение, разрешающее создание нерегулярных военных российских соединений, в задачи которых входит занимать и охранять те нефтяные объекты, которые покинули боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ, — прим. ред.). Члены этих формирований, в частности, добровольцы, воевавшие на востоке Украине и в Чечне. Согласно этим сообщениям, российская нефтяная компания обеспечила себе контроль над 25-40% производства нефти в Сирии.
У США есть интересы, касающиеся решения сирийского конфликта, но влияние на обеспечение этих интересов у американцев очень ограниченное.
Самый большой ресурс США — желание Путина улучшить отношения с Вашингтоном. Без этого ресурса страна бессильна.
Характерно ее отсутствие среди переговорщиков, которые встречаются в Казахстане под председательством России. Здесь Россия, Иран и Турция пытаются наметить направления в разделе влияния в Сирии по окончании гражданской войны.
У США — две цели, одна из которых нереализуема: блокировать влияние Ирана и помешать Ирану контролировать обе стороны границы, сирийскую и иракскую.
Иранское ополчение уже присутствует на некоторых КПП между Ираком и Сирией, а с сирийской стороны приближаются силы Башара Асада. Единственная сила, имеющая влияние как на Дамаск, так и на Тегеран, это Россия, и Путин не склонен вмешиваться в этот спор.
Но у его есть интерес в том, чтобы помочь Вашингтону обеспечить интересы США в юго-западной части Сирии, граничащей с Иорданией и Израилем, двумя союзниками американцев.
Дискуссия между Путиным и Трампом во время встречи «двадцатки» в Гамбурге касалась, в том числе, и безопасности Иордании и Израиля. Обе страны опасаются иранского влияния вдоль своих границ, и ни Иордания, ни Израиль не скрывают, что пойдет на военное вмешательство, если иранцы станут приближаться.
Переговоры между Путиным и Трампом привели к договоренности о перемирии в юго-западной части Сирии. Оно вступило в силу в прошлое воскресенье, и в Иерусалиме и Аммане царит сдержанный оптимизм. Сдержанный, потому что есть только одно, превосходящее президента Трампа по непредсказуемости, и это Ближний Восток.
Детали соглашения держатся в секрете, но сообщается, что в одном из его основных пунктов говорится о том, что в районе, который подпадает под действие соглашения, присутствие не-сирийцев нежелательно. Читай: особенно Ирана и «Хезболла».
Россия создала два центра мониторинга в Аммане, и Путин предложил, чтобы за соблюдением перемирия наблюдали российские полицейские силы, но ни Иордании, ни Израилю кажется особо надежным.
Тем не менее, в том, что касается Ирана, российские и американские интересы совпадают. И Америка, и Россия хотят ограничить влияние Ирана. США — потому что Иран укрепляет свое влияние за счет союзника США Саудовской Аравии, а Россия — потому что Москва заинтересована в разрядке в конфликте между Саудовской Аравией и Ираном, что дает Москве возможность играть по обе стороны, создавая условия для экспорта российских вооружений.
Пока при содействии России США обезопасили двух своих союзников. Что Москва получит взамен, покажет будущее.