Несколько дней назад я отметила, что Стив Бэннон (Steve Bannon), похоже, является единственным представителем ближайшего окружения президента Дональда Трампа, которого не коснулся скандал, связанный с Россией. Отчасти именно поэтому президент Трамп поставил его во главе «штаба» по борьбе с «фальшивыми новостями» о России. Судя по всему, Бэннон взялся выполнять эту задачу с удовольствием. Согласно одному из отрывков из новой книги Джошуа Грина (Joshua Green) об отношениях Бэннона с Трампом «Сделка с дьяволом» (Devil's Bargain), Бэннон сосредоточил особое внимание на том, чтобы опорочить репутацию специального прокурора Роберта Мюллера (Robert Mueller). Результатов пока не видно, но можно быть уверенным, что он над этим работает.
Само по себе то, что Бэннона не затронул нынешний «российский» скандал, еще не означает, что у него нет никакой связи с Россией. Похоже, в новой администрации это уже является необходимым условием. Действительно, многие обозреватели называют Бэннона Распутиным при Трампе, и на это есть все основания. У него с этим известным мистиком-прозорливцем есть много общего, помимо того, что они оба известны своим неопрятным видом и отсутствием умения вести себя в обществе.
Подумать только! То есть они обратились к Энн Коултер для создания программного документа об иммиграции.
В книге есть и цитата Бэннона, который назвал спикера нижней палаты парламента «слабаком и ублюдком, родившимся в чашке Петри в Фонде „Наследие"», когда услышал, что кандидатуру Райана рассматривали в качестве возможной замены Трампу в случае, если мнения на съезде республиканцев (на котором они должны были номинировать кандидата в президенты — прим.ред.) разойдутся.
Это яркое, но не точное оскорбление.
Пол Райан родился не в чашке Петри в Фонде «Наследие» — он появился на свет в кухонной раковине в Институте Айн Рэнд (Айн Рэнд — русско-американский философ, создательница теории объективизма). Они находятся на смежных берегах малярийного болота консервативного движения, но это не одно и то же. И Бэннон это знает. Он подверг резкой критике объективизм писательницы и философа Рэнд в своей нашумевшей речи, с которой он выступил в 2014 году в Институте защиты человеческого достоинства (Institute for Human Dignity) — консервативной христианской организации, которая популяризирует мнения христиан в европейской политике.
Он сказал: «Вторая форма капитализма, которая, как мне кажется, вызывает не меньше беспокойства, представляет собой то, что я называю „рэндовской″ или объективистской школой либертарианского капитализма…. Эта форма капитализма, если по-настоящему взглянуть на нее, есть нечто совершенно иное, чем то, что я называю „просвещенным капитализмом" иудейско-христианского Запада. Это капитализм, который фактически направлен на то, чтобы превратить людей в товар, в предметы потребления и овеществить людей, и фактически использовать их — в соответствии со многими заветами Маркса. И это форма капитализма, особенно для молодого поколения, [которую] они действительно считают весьма привлекательной. И если они не видят альтернативы, она будет тем, к чему они тяготеют под знаменем „личной свободы"».
Сложновато разобраться, во что именно верит Бэннон, поскольку он, безусловно, является популистом и националистом. Похоже, он по большей части является своего рода спиритуалистом — подобно русскому Распутину. По мнению Грина, самое большое влияние на Бэннона оказали два человека. Первый — это французский писатель-философ Рене Генон (René Guénon), который в своей книге «Кризис современного мира» ("The Crisis of the Modern World", 1929) утверждал, что все начало рушиться в 1312 году, когда был уничтожен Орден Тамплиеров. Второй — это итальянский писатель-философ Юлиус Эвола (Julius Evola), книга которого «Восстание против современного мира» ("Revolt Against the Modern World", 1934) повлияла на взгляды Муссолини. Интересно, что эта книга также стала основополагающей работой и для российского философа Александра Дугина, самого влиятельного идеолога Владимира Путина и человека, который однажды назвал Стива Бэннона своей идейно родственной душой.
По словам Александра Верховского, директора российского информационно-аналитического центра «Сова» — московской неправительственной организации, которая изучает деятельность ультранационалистических группировок — «Дугин говорит о создании некоей новой кросс-культурной нации с антиатлантической традиционной идеологией, и его теория зачастую кажется почти фашистской. «Он много говорил и писал, призывая к войне на Украине, и многие русские националисты, которые слушали или читали тексты Дугина, впоследствии фактически присоединились к участникам мятежей на Украине», — отмечает Верховской.
Так что хотя Бэннон, возможно, напрямую и не связан с сегодняшними «российскими» скандалами, он в некотором смысле является одним из членов администрации, у которого есть по-настоящему тесная идеологическая связь с лидером этой страны.
Согласно идеологии Бэннона, мы переживаем темный и мрачный период культурного распада и утраты традиций, и в этих условиях Запад находится в состоянии резкого и опасного спада. Он не испытывает особого оптимизма. Его философия неплохо сочетается с более поверхностными ностальгическими взглядами Трампа в духе «убирайся с моего газона» и неплохо играет на страхах и неуверенности людей, по мнению которых современный мир меняется слишком быстро.
Грин рассказал об одном случае, который произошел в конце избирательной кампании. Трамп тогда запустил телевизионный агитационный ролик, в котором было множество антисемитских изображений. Это было ужасно, и многие люди возмущались. «Тьма — это хорошо, не останавливайся», — сказал Трампу Бэннон.
В эфире Национального общественного радио (NPR) Грин сказал: «Трагическая, шекспировская ирония отношений Дональда Трампа и Стива Бэнона заключается в том, что Беннон наконец-таки нашел «сосуд» для своих идей — слабого человека, которого могут избрать президентом,… [но у которого] теперь нет ни главной цели, ни средств, ни самообладания, чтобы делать хотя бы то самое элементарное, что должен делать президент».
Что ж, и на том спасибо.