Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Стоимость американских войн

Все более шокирующим становится то, с каким безразличием и несерьезностью относятся к тому, что составляет основные статьи военных расходов США, а также к тому, как связаны между собой использование ресурсов и наличие эффективной стратегии.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Холодная война закончилась, но США по-прежнему сталкиваются с угрозами стратегического характера. С одной стороны, они исходят от России, с другой — связаны со становлением Китая как глобального игрока. Формируя стратегию безопасности, нельзя все время исходить из того, что война — естественное положение вещей, но сейчас войны и постоянные угрозы — часть суровой реальности.

В последние десять лет редко кто прилагал серьезные усилия к тому, чтобы оценить американские затраты на выполнение военных задач, стратегических обязательств, реализацию долгосрочных проектов в области планирования и строительства военных кораблей. Законодательные органы власти и конгресс США не смогли провести реформы ни в одной из ключевых областей, связанных с обороной и финансированием внешней политики, в то время как значительную часть бюджета составляют военные расходы, и каждый год эта ситуация повторяется.


Подготовка бюджета осуществляется на основе программ и видения, которые доминировали в эпоху президентства Эйзенхауэра. Эти программы были реализованы на практике при администрациях Кеннеди и Джонсона, однако сегодня они потеряли свое содержание.


Что касается усердных попыток разработать оборонительные программы на ближайшие годы, то ударом для них стал закон о контроле над бюджетом, который, однако, был представлен в такой форме, чтобы Конгресс не смог его ратифицировать. Всем усилиям по объективной оценке статей бюджета препятствовала совместная комиссия, которая была учреждена десятилетия тому назад — в эпоху бывшего президента Рейгана.


Наиболее поразительным фактом остается то, насколько провальными были попытки последних двух администраций США и сената проанализировать и обосновать военные расходы США. Если помимо прочего учесть период холодной войны, то мы увидим, что Соединенные Штаты вели войны почти каждый год, начиная с 1941 года. С конца 2001 года США начали участвовать в настоящих войнах, и, учитывая подъем террористической и экстремистской активности, нет никаких перспектив, что в будущем необходимость использовать военную силу исчезнет.


Возможно, холодная война закончилась, но Америка по-прежнему сталкивается с угрозами стратегического характера. С одной стороны, эти угрозы исходят от России, с другой — связаны со становлением Китая в качестве глобального игрока в мире, который становится многополярным.


При формировании национальной стратегии безопасности нельзя все время исходить из того, что война — это естественное положение вещей, однако на настоящем этапе войны и постоянные угрозы являются частью суровой реальности.


Тем не менее мы видим, что администрация США и конгресс имеют дело с войнами лишь как с временным явлением. Этот вопрос решается с помощью создания дополнительных категорий в краткосрочных бюджетных статьях, таких как расходы на чрезвычайные операции за рубежом, которые, казалось бы, отражают затраты на ведение войн, но на деле они превратились в своего рода денежное вознаграждение, фактически — коррупционную схему, а также механизм превышения «потолка» оборонных расходов, предусмотренного в законе о контроле над бюджетом.


Отчеты, подготовленные органами исполнительной власти, похоже, скрывают реальные военные расходы и никоим образом не учитывают связь между стратегией, эффективностью и перспективами завершения войны. Зачастую неполный характер имеют отчеты относительно гражданских аспектов войны. Военные и гражданские бюджеты разрабатываются различными подразделениями, а их рассмотрением занимаются специализированные комитеты по вооруженным силам и иностранным делам в сенате и палате представителей конгресса, а также определенные отделы комитета по ассигнованиям в нижней палате конгресса.


За ложными обещаниями о «всеобъемлющем государственном подходе» скрывается наблюдаемый в современном мире разрыв между тем, что предлагает комплексный подход к гражданским и военным расходам, и политикой «бюджетных дыр», при которой Госдепартамент и Агентство США по международному развитию зачастую оторваны от реалий ведения войн, в то время как Министерство обороны США уделяет основное внимание тактическим успехам, нежели успехам в политической, экономической сферах или стратегическим целям, связанным с ведением войн.


Работа сената в данной связи недостаточно эффективна, так как его члены, по иронии, увлечены тем, что критикуют администрацию за отсутствие стратегии.


Тем не менее сенат также может стать объектом для критики за то, что не сумел утвердить необходимость разработки адекватных отчетов о бюджете в период ведения войн и детальной оценки соответствующих расходов.


Если не учитывать независимые усилия специализированного комитета конгресса США, ни один из органов исполнительной власти, ни сам конгресс не издали официального отчета о текущих военных затратах США, не рассматривали, на что именно расходуется военный бюджет США, и не указывали на необходимость подготовки содержательных докладов, раскрывающих их эффективность.


Как исследовательская служба конгресса США, так и отдел по общей бухгалтерской отчетности подготовили ряд докладов, которые дают необходимую информацию о стоимости американских войн и проблемах, которые также должны быть рассмотрены вне рамок отчетов. Сейчас конгресс наиболее близок к тому, чтобы создать надежную систему для официального рассмотрения отчетов, подготовленных Министерством обороны США по Ираку и Афганистану, однако эти документы никак не повлияют на стоимость войн и размер военного бюджета страны.