«Удивительно, что даже представители нашей политической элиты по-прежнему верят в особую роль нашей страны, подобную той, которая была у нейтральной Финляндии во времена холодной войны», — говорит Ханну Химанен (Hannu Himanen), посол Финляндии в России в 2012-2016 годах.
В России, по его словам, хорошо известно, что понятие «нейтральности» находит среди финнов положительный отклик. Президент Путин тоже похвалил в Пункахарью нейтральный статус Финляндии, хотя хорошо знал, что понятие «нейтральности» больше не применимо к линии Финляндии после 1995 года.
На самом деле отношение России к Финляндии не сильно отличается от отношения России к другим западным странам, говорит Химанен. По его словам, это заметно по информационному воздействию, направленному на Финляндию.
«Напрасно думать, что в этом отношении у Финляндии какой-то особый статус. Различные попытки воздействия со стороны России направлены и на Финляндию, как и на другие западные демократические страны».
Информационное воздействие со стороны России Химанен характеризует как масштабное и долговременное. Он считает, что оно не ограничится одним лишь вмешательством в выборы. Россия обращает особое внимание и на вопросы внутренней политики.
«Настоящая цель России — нарушить авторитет важнейших институтов западного общества и доверие к ним. В конечном счете это означает разрушение всей системы общества».
Выборы президента Финляндии тоже под угрозой
Химанен напоминает, что развитие технологий открыло новые возможности для оказания враждебного влияния. Это можно было увидеть, в том числе, и в ходе президентских выборов в США и Франции, в которые, по всей видимости, вмешивалась Россия.
«Президент Путин несколько раз заявлял, что не знает, кто стоит за этими операциями. Но он ведь знает наверняка, о чем идет речь. Он также знает, что если за дело берутся профессионалы, то найти следы тяжело», — говорит Химанен.
По его мнению, было бы наивно предполагать, что Россию не интересует возможность вмешаться в президентские выборы, которые состоятся в Финляндии в 2018 году.
Он считает, что прямое вмешательство в выборы маловероятно. Однако исключать такую возможность все же нельзя.
«Кому будет хорошо от того, что выборы провалятся или произойдет сбой? Какую-то часть результатов придется признать недействительной из-за технической ошибки, что в наше неспокойное и напряженное время может привести к непредсказуемым последствиям».
Бойцы информационного фронта обратили внимание на финские тоннели
В качестве примера информационного воздействия Химанен говорит о реакции российских СМИ на недавнюю статью американского издания The Wall Street Journal, в которой сообщалось, в том числе, о тоннелях под Хельсинки. Издание косвенно объединило сеть тоннелей с подготовкой Финляндии к отражению российской военной угрозы.
Во многих российских СМИ тоннели окрестили как очередное проявление финской глупости.
«Я заметил в этих статьях методы, применяемые бойцами информационного фронта. Хотя статьи публиковались в авторитетных источниках, речь не идет об обычной журналистской работе. Немного необычный подход американского издания буквально преподнес им на блюдечке с голубой каемочкой замечательную возможность провести информационную атаку», — говорит Химанен.
Под «бойцами информационного фронта» он подразумевает специально обученных профессионалов, задачей которых является оказание информационного влияния и ведение информационной войны.
«Обычно это люди, которые находятся на службе в военных силах и других организациях безопасности. Конечно, не все они — генералы, лейтенанты или офицеры, но многие действительно являются таковыми. Ведение информационной войны действительно является частью военной доктрины России».
Европейская служба внешних связей тоже обратила внимание на то, как эта тема была рассмотрена в российских СМИ.
«Как сообщает британский исследователь Кейр Джайлс (Keir Giles), в комментариях Европейской службы внешних связей обратили внимание на два противоположных взгляда в российских СМИ. С одной стороны, говорят, что Россия никому не угрожает, и что финны пребывают в истерике. С другой стороны, обращают внимание на то, что российское оружие непобедимо, и все тоннели абсолютно бесполезны», — говорит Химанен.
«В таком интеллектуальном акробатическом трюке русские бойцы информационного фронта показали себя особенно искусными».