Душанбе — Во вторник на центральном телевидении Таджикистана в самое рейтинговое, вечернее время показали фильм, где напрямую говорилось о том, что Иран в 90-е годы финансировал целую серию громких заказных убийств, совершенных в республике.
Сразу стоит отметить два важных момента. Первый: фильм был сделан при поддержке МВД, позиционируется как документальный и демонстрировался на государственном канале. То есть в известной степени отражает официальную позицию властей.
Второй: для выхода такого фильма на телеэкран выбрано на редкость неудачное время.
Дело в том, что в Тегеране на днях состоялась инаугурация президента Хасана Рухани. Из Таджикистана поздравить Рухани приехал министр энергетики и водных ресурсов Усмонали Усмонзода. Который, помимо прочего, представляет таджикскую сторону на переговорах с иранцами, посвященных преодолению кризиса в отношениях между двумя странами.
Тем более странно выглядел вечерний показ фильма: с одной стороны — примирительные переговоры с лидером государства, с другой — обвинение того же государства в финансировании заказных убийств.
Поскольку на телевидении не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, Sputnik Таджикистан решил узнать у экспертов, с чем может быть связан провокационный киносеанс.
«Думаю, это совпадение. Зачем руководству республики так демонстративно портить отношения с Ираном? Если же выход фильма — не случайность, то это медвежья услуга, в том числе касательно ирано-таджикистанских взаимоотношений», — считает старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, доктор исторических наук Рахимбек Бобохонов.
В качестве аргумента он приводит нежелание общаться на эту тему любых представителей властей, которым по логике следовало хоть как-то прокомментировать выход фильма.
По его словам, когда журналисты прибыли в офис Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан, то и сам глава ЦСИ, и его помощник обсуждать ситуацию не захотели. Бобохонов считает, что фильм начали снимать достаточно давно, когда о потеплении отношений между Ираном и Таджикистаном речи не шло. А показ фильма в столь неподходящий момент следует расценивать как досадный промах руководства канала.
С этим не согласен специалист по Центральной Азии политолог Александр Князев.
«Я считаю, что, это сознательный выпад в сторону Ирана. Едва ли у руководства отдельно взятого ведомства в Таджикистане будут возникать инициативы, не согласованные с центром. Выход такого фильма — очень знаковое событие, а потому поездка в Тегеран носит, скорее, имитационный характер», — полагает эксперт.
Причем это весомое событие не только для Таджикистана. По мнению Князева, заказчики и продюсеры этого фильма вполне могут сидеть далеко за пределами республики, а конкретно — в Эр-Рияде.
«Возможно, РТ является всего лишь инструментом чужого, саудовского влияния. И в этом случае одна из целей фильма поссорить между собой двух союзников — Иран и Россию», — пояснил Александр Князев Sputnik Таджикистан.
В принципе повод для такого заявления есть. Значительная часть фильма была посвящена 20-ти убитым офицерам 201-й российской войной базы
Сам сюжет строился вокруг того, что экс-генерал Абдухалим Назарзода, обвиняемый в подготовке военного переворота и убитый при задержании в 2015 году, был главным организатором убийств, финансированием которых занимался Иран.
Другой подозреваемый — Абдукодир Абдуллоев, — сознавшийся в убийстве бывшего спикера Верховного совета РТ Сафарали Кенджаева, подтвердил, что вместе с Назарзодой проходил военную подготовку в Иране.
Следует отметить, что после просмотра мнения зрителей в сети разделились и были очень категоричны.
Одни предлагают бойкотировать Иран и призвать к ответу лиц, стоявших за организацией убийств двадцатилетней давности.
Другие, напротив, обвиняют правоохранителей в желании повесить на неких таинственных иранцев все нераскрытые «висяки» и упрекают власти, в том, что они забыли об исторической роли Ирана в прекращении гражданской войны 1992 — 1997 года.
Сам «заказчик» пока хранит молчание. Но в посольстве Ирана в Таджикистане изданию сообщили, что представительство исламской республики в ближайшее время распространит в СМИ заявление относительно документального фильма.
В любом случае можно с уверенностью утверждать, что этот кинопоказ осложнит и без того непростые отношения между двумя государствами.