Швеции нужна новая политика по России. Сделайте ставку на диалог, обмен и открытость. Целью должно быть уменьшение напряжения и недоверия, борьба с недопониманием, а значит, с повышенным уровнем вероятности возникновения конфликта. Нынещняя политика опасна и ведет в тупик, считает представитель Партии Центра Андерс Свэрд (Anders Svärd).
За образец для подражания в том, что касается отношений с Россией, следует принять нашего соседа на востоке, Финляндию. Между Россией и Финляндией постоянно происходят встречи на различных уровнях. Недавно Путин был в гостях у своего финского коллеги, и в этом событии нет ничего необычного. И оно никоим образом не мешает Финляндии критиковать Россию, когда она находит это нужным.
У ООН, ЕС и множества других многосторонних организаций самая главная задача — действовать во имя мира в мире. Это задача сложная, и иногда кажется, что вообще невозможно добиться устойчивого успеха. Сейчас в мире множество трудноразрешимых конфликтов: Сирия, Ирак и Афганистан — вот лишь несколько примеров.
Помимо работы вышеперечисленных организаций, постоянно поддерживаются обоюдные усилия по достижению лучших отношений и поиску возможностей сотрудничества между нациями. У соседних стран есть естественные причины избегать конфликтов, чтобы у людей была, например, возможность жить в одной стране, а работать в другой.
Нам, шведам, также следует рассматривать Россию как будущий рынок для экспорта. Чтобы это стало реальностью, мы должны приложить все усилия, чтобы наладить настолько хорошие отношения, насколько это возможно. Увеличение импорта тоже можно использовать для расширения возможностей влияния на нее в тех областях, где, по нашему мнению, у нее провалы с правами человека и не соблюдается принцип свободы слова.
Что касается планов на будущее, то хорошие отношения с США считаются определяющими для технического развития Швеции, как и для возможности жить в покое. Различные шведские правительства десятилетиями оставались в этом отношении в согласии друг с другом. Шведский кабинет министров с различными вариантами сфер ответственности работает над тем, чтобы отношения с США оставались хорошими. Само собой, этим занимается и министр обороны, который постоянно, через своих подчиненных или подведомственные организации, имеет дело с вопросами, касающимися США, а также Великобритании, Франции, Германии — стран, являющихся важными партнерами для сотрудничества, и все знают, что список таких стран очень длинный.
Несмотря на то, что крупная держава Россия — близкий сосед и поэтому может играть определяющую роль в том, что касается будущей безопасности Швеции, усилия со стороны шведского правительства по налаживанию хороших отношения с России имеют весьма ограниченный характер.
Скорее кажется, что для правительства важнее всего использовать Россию в роли постоянной и растущей угрозы, в качестве повода для усиления военной обороны. Я считаю, что такая позиция недостойна развитой и свободной страны вроде Швеции.
Вместо этого Швеции стоит сделать ставку на развитие хороших отношений также и с Россией. Такие усилия никоим образом не помешают нам высказывать критику, когда Россия, подобно другим мощным государствам, притесняет другие страны и не соблюдает права человека, в том числе и в отношении собственного населения.
Продолжать раздувать страх перед русскими никоим образом не конструктивно, если мы хотим улучшить наше собственное положение в смысле безопасности. Швеция предпринимает серьезные усилия, чтобы сохранять и развивать хорошие отношения с Китаем, и это хорошо, при этом мы продолжаем быть критически настроенными по причине того, что Китай недостаточно уважает права человека. Такую же позицию следует принять и в отношении России.
Поэтому я хочу призвать министра обороны Петера Хультквиста как можно скорее инициировать контакт со своим российским коллегой и пригласить его в Швецию для беседы по поводу вопросов, интересных обеим сторонам.
Недостатка в предметах для беседы быть не должно. Среди прочего, например, на Балтийском море будут проводиться масштабные военные учения, в одних из которых будут участвовать Россия и Китай. Возможно, Эланд мог бы стать естественным местом встречи, но главное, чтобы встреча вообще состоялась и за ней последовали другие, регулярные.
Петер Хультквист (Peter Hultqvist) может взять за образец одного из своих предшественников на посту, Бьорна фон Сюдова (Björn von Sydow), который регулярно встречался со своим русским коллегой. В то время было совершенно ясно, что эти контакты усиливали роль фон Сюдова как министра обороны. Доверительная беседа между собратьями по партии Петером и Бьорном о такого рода встречах могла бы, возможно, стать хорошим началом.
Я взываю ко всем добрым силам, чтобы они, вместо того чтобы дальше наращивать страх перед русскими, приложили все возможные усилия для налаживания лучших соседских отношений с нашим ближайшим мощным соседом Россией. На Петере Хультквисте, с его хорошей репутацией в роли министра обороны в разных политических лагерях, что следует из ряда заключенных соглашений между шведскими партиями, лежит особенно большая ответственность — встать во главе и действовать в направлении улучшения отношения с Россией.
Андерс Свэрд был спикером по вопросам обороны с 1994 по 2005 год.