Не только в Персидском заливе есть проблемы, связанные с привлечением домработниц азиатского происхождения, будь то сложности в их адаптации к условиям труда, отстаивание своих прав, побег от своего хозяина или же совершение серьезных правонарушений и преступлений — то есть все то, что неприемлемо в отношениях между нанимателем и исполнителем.
Похожие проблемы стали появляться в некоторых азиатских обществах, например, в таких местах как Сингапур, Тайвань, Малайзия, Гонконг и Бруней. В связи с ростом доходов и уровня жизни населения названных регионов уровень использования услуг горничных и домработниц, особенно из таких стран, как Филиппины и Индонезия, существенно вырос. Так, например, число домработниц в Гонконге увеличилось с 70 тысяч в 1990 году до более 319 тысяч в 2014 году (4,5% населения). В Малайзии эта цифра составляет 253 тысячи, в Сингапуре — 211 тысяч, а в Тайване 209 тысяч.
Как известно, правительство Филиппин и Индонезии всячески способствует такой трудовой миграции местных женщин. Тем самым они надеются снизить уровень безработицы и преобразовать устаревшие уклады общества, в соответствии с которыми женщина рожает огромное количество детей, и численность населения растет с небывалой скоростью. Опубликованные исследования показывают, что большинство филиппинок и индонезиек предпочитают работать в азиатских странах, находящихся недалеко от их родины, по нескольким причинам, а именно: географическая близость облегчает их взаимодействие со своими семьями; высокая заработная плата в таких странах, как Тайвань, Сингапур и Гонконг; относительная свобода по сравнению с консервативным Ближнем Востоком. Возможно, именно по этим причинам численность домработниц с Филиппин в Гонконге составляет 51,4% от их общего числа, а 46,3% — из Индонезии, соответственно. Оставшийся процент составляют женщины из Таиланда, Шри-Ланки и Малайзии.
В исследованиях, опубликованных на сайте Coconuts, мы обнаружили более подробную информацию об этом явлении, из-за которого обеспокоены власти Гонконга и Китая. Более того, эта информация негативно повлияла на индонезийско-китайские отношения, что и побудило президента Индонезии Джоко Видодо запретить выезд женщин в качестве домработниц в Гонконг. Так, например, Джакарта выразила свое презрение Гонконгу и его местным жителям и обвинила их пренебрежительном отношении и унизительном обращении с работающими там женщинами. Было указано, что 82% из них признались в том, что подвергаются мучениям, преследованиям и сексуальным домогательствам.
Известно, что месячная заработная плата домработницы в Гонконге составляет около 520 долларов США, что намного больше, чем на Ближнем Востоке. Однако им не предоставляют отдельную комнату и, следовательно, они вынуждены жить на кухне или туалете, и работать в течение 16 часов. Кроме того, они несут ответственность за всю тяжелую работу, например, мытье окон в квартирах небоскребов, при этом работницам не обеспечивают даже самые низкие стандарты безопасности, в результате чего многие из них срываются и умирают. Более того, согласно законам этой страны, домработница обязана оставаться в доме работодателя и, соответственно, не иметь собственного жилья, а также в случае увольнения ей необходимо покинуть данное место в течение двух недель, за исключением случаев получения нового места работы.
Помимо «головной боли», причиной которой являются индонезийские горничные в Гонконге, Пекин обеспокоен еще одним важным вопросом —возможности террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) втянуть домработниц в свои сети, ведь молодому юноше, хотящему вступить в брак с индонезийкой будет легко «промыть ей мозги».
Китай охватил страх в связи с недавней информацией, поступившей из Института политического анализа конфликтов в мире, расположенного в Джакарте. Небольшая ячейка численностью в 50 индонезийских домработниц, работающих и проживающих в Гонконге, уже вдохновилась радикальными идеями джихадистов. Кроме того, идеи некоторых проповедников из Пакистана и Индонезии проникают в исламские центры этой страны и, в конечном итоге, оказывают непосредственное влияние на вышеупомянутых людей.
Вероятнее всего, что Гонконг окажется в ситуации, аналогичной той, которая произошла в 2014 году, когда при поддержке Пекина было решено нанимать домработниц из Бирмы, которая находится на особом счету у Китая. Власти Гонконга привлекли к себе около 90 горничных, и планировали постепенно увеличить это число до двух тысяч человек, однако все они вскоре вернулись на свою родину. Каждый из них жаловался на жестокое обращение, нарушение прав, сексуальные домогательства, трудности с акклиматизацией и невозможность найти точки соприкосновения с работодателем.