Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Идут разговоры о миротворцах ООН, но не стоит думать о мире на Украине

Россия и Украина хотят миротворцев на востоке Украины. Но каждая — по-своему

© AP Photo / Efrem LukatskyФотографии погибших добровольцев украинской армии в Киеве
Фотографии погибших добровольцев украинской армии в Киеве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каждая мирная инициатива на Украине оказывается не столько шагом навстречу противнику, сколько попыткой усилить собственную позицию, говорит политолог. Так и в ситуации с миротворцами ООН: и Москва, и Киев не против их появления, однако представляют себе их деятельность совершенно по-разному. Но миротворческая миссия — единственный луч света в самом кровавом конфликте Европы.

Война на востоке Украины — самый кровавый военный конфликт Европы этого столетия. Он продолжается уже три с половиной года, погибло более 10 тысяч человек, более двух миллионов украинцев были вынуждены покинуть свои дома, превратившись в беженцев.


После договоренностей Минск-2 в феврале 2015 года фронт в основном не изменился, и война уже давно исчезла с первых страниц западных газет. Одни называют это «замороженным конфликтом», другие — «забытой войной».


Но по-прежнему не проходит и дня без стрельбы, включая использование и тяжелого вооружения, и очень редко бывают недели без новых жертв. 600 наблюдателей ОБСЕ в этом районе бессильно следят за развитием событий, их ежедневные доклады вызывают тяжелые чувства. Например, в последнем сообщается о том, что за 24 часа только в области Донецка прогремело более 170 разрывов. Наблюдатели ОБСЕ также заметили 13 гаубиц и два танка Т-72 в районах, находящихся под контролем сепаратистов. Согласно Минским договоренностям. это оружие должно было быть отведено с линии фронта в тыл, по меньшей мере, на 25 километров.


Редкий луч света


То, что теперь в первый раз представляется определенной возможностью ввести силы миротворцев ООН на эту территорию, является редким лучом света, которой глупо игнорировать.


Такие силы смогли бы следить за соблюдением договоров о перемирии, которые регулярно принимаются сторонами конфликта, но никогда не продолжаются несколько дней подряд. Эти силы смогли бы способствовать безопасности наблюдателей ОБСЕ. Они могли бы создать лучшие условия для сотен тысяч мирных граждан вдоль линии фронта, помочь решить частые проблемы с перебоями электро- и водоснабжения и обеспечить более надежные поставки гуманитарной помощи. Они могли бы способствовать решению конфликта, который постепенно становится перманентным.


Но даже теперь, когда и Россия, и Украина говорят о введении миротворческих сил ООН, возникают большие сомнения в том, что это действительно произойдет. Обе страны далеко не едины в том, какой мандат должны иметь эти силы.


Одни миротворцы, две модели


Скоро будет уже три недели с тех пор, как правительство в Киеве выступает за ввод миротворческих сил ООН и дает понять, что будет сделан новый шаг в связи с недавней Генеральной Ассамблеей ООН. Россия ранее противилась вводу сил ООН, но 5 сентября президент Владимир Путин неожиданно выдвинул собственное российское предложение.


В российском предложении речь идет о легковооруженных миротворцах ООН, которые в течение шести месяцев должны быть размещены вдоль так называемой контактной линии между украинскими правительственными войсками и поддерживаемыми Москвой сепаратистами в так называемых Донецкой и Луганской народных республиках, ДНР и ЛНР. Исключительно для того, чтобы защитить наблюдателей ОБСЕ, которые в ряде случаев оказывались в опасном положении, в апреле во время одного из таких эпизодов погиб американский санитар. В российском предложении речь идет также о том, чтобы каждое решение о размещении миротворцев ООН согласовывалось бы с политическим руководством ДНР и ЛНР.


Правительство в Киеве хочет, чтобы миротворцы ООН имели мандат на большой период времени и могли действовать во всей зоне конфликта, включая 425 километров российско-украинской границы, которая в настоящее время контролируется Россией с одной стороны и сепаратистами с другой. Киев также выступает против того, чтобы сепаратисты получили больше политической легитимности, чем та, которая в настоящее время закреплена в Минских договоренностях.


Другим спорным моментом является состав миротворцев. Украина хочет исключить из этого состава Россию, которая с точки зрения Киева и западных столиц является агрессором, ведущим войну на востоке Украины. Москва и сепаратисты, основываясь на опыте Косово 1999 года, как ожидается, будут настаивать на российском участии. США и другие западные страны дали понять, что будут продолжать работу не с российским, а только с украинским предложением.


Начало или показная игра?


Одни наблюдатели в Москве считают, что Путин, возможно, настроен на выход из тупика. Что-то должно произойти в мятежных украинских республиках, но пока не ясно, что именно. Москва недавно решила уменьшить гуманитарную помощь сепаратистам, и ходят упорные слухи о том, что Кремль готовится сменить нынешнее руководство ДНР и ЛНР.


Другие рассматривают шаги Путина как показную игру. Официальный представитель ДНР Денис Пушилин заявил на одном из самых популярных ток-шоу в России, что Путин выдвинул предложение всего лишь потому, что знал, что оно будет отклонено Киевом и Вашингтоном.


«Каждая мирная инициатива оказывается не столько шагом в направлении противника, сколько попыткой защитить или усилить собственную позицию», — замечает политолог Татьяна Становая в независимой электронной газете Republic.


Миротворцы ООН станут реальностью только в том случае, если Украина и Россия придут к согласию по какому-либо варианту. Украина должна одобрить такой вариант как страна, где происходят эти события, а Россия имеет право вето в Совете Безопасности ООН.


Часто создается впечатление, что и Москва, и Киев не слишком недовольны нынешней ситуацией. Или, во всяком случае, не настроены на уступки, которые необходимы для установления мира на востоке Украины.