В последние годы в Японии всё больше появляется книг и товаров, связанных с кошками, и в Интернете немало людей, которые делятся фотографиями своих любимцев. Автор, тоже большой любитель кошек, рассказывает о том, что стоит за этим «кошачьим бумом».
Бум «кошачьего контента» в Японии
Что такое «кошачий контент», который так любят многие люди во всём мире?
Анимационный сериал «Том и Джерри», первый из «кошачьих романов» — «Дженни» Пола Гэллико (сказка-фантазия 1950 года) — это, пожалуй, тот самый «кошачий контент». Кошки — одни из самых близких людям животных, их своенравный характер и удивительное очарование дают пищу воображению творцов, и во всём мире создают контент о кошках в самых разных жанрах.
猫ジャケjazzもかかるねこの郵便局FMラジオ!#ねこの郵便局 #神楽坂 #FM #tommyflanagan #johncoltrane #cat #tokyo #japan #kagurazaka #jazz #radio pic.twitter.com/gYW2bBWyd4
— 福本高明🐈神楽坂「ねこの郵便局」オーナー (@postcardviking) 30 сентября 2017 г.
В Японии, пожалуй, произведения о кошках особенно любимы. Кошки встречаются в классической литературе, созданной более 1000 лет назад, они появляются на гравюрах укиё-э эпохи Эдо (1603-1868), в современной литературе и аниме, — во множестве произведений, которые вошли в историю. Если пойти в библиотеку или художественный музей, то вы будете ощущать их присутствие и там, а кое-кто делится таким контентом через Интернет.
И при всём этом обилии «кошачьего контента» в Японии произошёл «кошачий бум». Хотя уже прошло несколько лет с момента его начала, но не похоже, чтобы он шёл на спад.
Больше книг о кошках
Посмотрим на данные, которые позволяют уяснить ситуацию с «кошачьим бумом». На диаграмме приведены результаты поиска книг о кошках и собаках в Библиотеке Парламента, рассортированные по годам издания. В этой библиотеке собраны практически все книги, которые издают в Японии, поэтому по её данным можно отследить изменение количества книг, посвящённых определённым темам. Разумеется, «кошачий контент» не исчерпывается одними лишь книгами, книги взяты как один из примеров, иллюстрирующих ситуацию.
#usa #colorado #denver #book #anime #manga #cosplay #otaku #hobby #happy #japan #cat #gato #kanzaki pic.twitter.com/nFygWtEPBd
— Manga University (@mangauniversity) 19 июня 2016 г.
Согласно этим данным, с 1990 года выпускают всё больше книг о кошках, а особенно активный рост количества заметен после 2011 года.
Кроме того, долгое время книг о собаках издавали больше, но после пика в 2005 году их количество идёт на спад, и с 2008 года их становится меньше, чем книг о кошках, а сейчас количество книг о кошках значительно больше.
К слову говоря, занимаясь сбором этих данных, я заодно провёл поиск и по другим привычным словам. Например, за последние десять лет книг, в заглавии которых было слово «буддизм», издано около 3800, «бейсбол» — 3400, «футбол» — 2100, «сакэ» — 3800. Книг же о кошках оказалось 5400 наименований!
#cats #socks #cat #kitten #gato #neko #ねこ #猫 #埼玉 #日本 #saitama #japan #tweet #靴下 https://t.co/31ZYphTTNi pic.twitter.com/BbHzjsJuiS
— Vlad 🇯🇵 (@ssh4net) 23 сентября 2017 г.
Похоже, что японцы к кошкам испытывают больше интереса, чем к религии, спорту и сакэ.
Что стоит за «кошачьим бумом»?
Один из факторов, ставших причиной «кошачьего бума», — то, что кошки стали играть более значимую роль в жизни японцев, чем раньше.
В Японии всё острее чувствуется снижение рождаемости, и при этом продолжается нуклеаризация семьи. В условиях, когда семья состоит из меньшего количества человек, кошки становятся своего рода членами семьи, к которым относятся с большим вниманием. В моём доме именно так и обстоят дела, причём настоящими хозяевами дома являются не столько люди, сколько кошки.
С другой стороны, количество кошек, которых держат дома японцы, с 2011 года стабилизировалось (может быть, с небольшим ростом) на уровне 10 миллионов. Данных о поголовье кошек, подобных сведениям о населении страны за долгое время, не существует, поэтому точно сказать невозможно, но очень похоже, что разница между количеством детей и кошек уменьшается.
Если уж совсем упрощать, то можно сказать так: поскольку людей становится меньше, а количество кошек не сокращается, можно говорить о том, что роль кошек в человеческом обществе увеличивается.
猫本X密かに人気#ねこの郵便局 #神楽坂 #猫本 #X #古本屋 #古書 #cat #book #japan pic.twitter.com/jhzfyEo3Fe
— 福本高明🐈神楽坂「ねこの郵便局」オーナー (@postcardviking) 27 февраля 2017 г.
Это относится не только к отношениям людей и кошек, но и к соотношению кошек и собак. На графике показано изменение количества кошек и собак в Японии. Заметно, что поголовье собак резко снижается, и в скором времени их может стать меньше, чем кошек.
В Японии одновременно происходит отток населения из провинции в большие города и старение населения. В большом городе в многоквартирном доме собаку держать сложно, а кроме того, пожилые люди часто не могут выгуливать собаку часто. С кошками же дело обстоит проще, уход за ними не требует такого времени и средств, их могут держать и пожилые люди.
#holdup… is this #cat wearing #makeup?#japan #japanesecat #kobe #kansai #japangram #japanstagram #kitty #cute #weird #weirdcat #strange pic.twitter.com/UKRNCy9GR4
— Sam Ramdani (@SamPRamdani) 24 сентября 2017 г.
В этих условиях поголовье собак продолжает сокращаться, а вместе с этим их значимость в жизни людей снижается. Как мы показывали выше, количество печатных изданий, посвящённых собакам, становится меньше, и это тоже можно интерпретировать как показатель уменьшения их роли в обществе.
Фотографии в соцсетях
Важным фактором «кошачьего бума» является также распространение контента в социальных сетях. В соцсетях изображения кошек стали одним из способов коммуникации.
В Фейсбуке, Твиттере, Инстаграме в больших количествах публикуют фотографии и видео кошек, и люди невольно ставят лайки, когда их видят. Если обратиться к прошлому, то раньше, до такого всеобщего распространения соцсетей, изображения кошек мы видели не настолько часто.
Из-за распространения соцсетей, или благодаря им, мы видим кошек каждый день. Автор этой статьи сам, поддавшись их обаянию, завёл кошек, и очень многие люди попадают под их влияние, пусть даже у них дело не доходит до того, чтобы заводить своих.
В последнее время стали даже появляться соцсети, посвящённые только кошкам, и они расширяются с огромной скоростью. Одним из примеров является «Доконоко» — приложение, позволяющее публиковать фотографии кошек и собак, использовать его как фотоальбом и дающее возможность комментировать. Это очень простая соцсеть, где можно в часы досуга просто просматривать изображения самых разных собак и кошек.
Интересно, что суть «кошачьего бума» заключается в том, что эти фотографии кошек, составляющие значимую часть «кошачьего контента», создают и просматривают сами пользователи, они являются одновременно создателями и аудиторией контента. В «Доконоко» много фотографий собак, но появляются уже и соцсети, посвящённые только кошкам.
以前のコレクターが英国チェスターで買ったという素敵な猫の陶器🐈ねこの郵便局ヴィンテージ1点限り#ねこの郵便局 #神楽坂 #チェスター #chester #英国 #陶器 #イギリス #猫 #cat #tokyo #japan pic.twitter.com/kAyotrrsl2
— 福本高明🐈神楽坂「ねこの郵便局」オーナー (@postcardviking) 1 октября 2017 г.
Таким образом, благодаря изначально присущему кошкам обаянию они стали играть важную роль в соцсетях, которые всё шире показывают их привлекательные черты, и любителей кошек становится всё больше, что и приводит к «кошачьему буму». Можно его объяснить именно так.
Выше мы рассмотрели нынешнюю ситуацию и причины «кошачьего бума». У этого есть и обратная сторона, о которой нельзя забывать — на фоне разрастания «кошачьего контента» количество уничтожаемых брошенных и бродячих животных всё ещё очень велико. В 2015 году местные власти по всей стране уничтожили 82 902 кошек и собак, из них 80%, 67 091 — кошки. Я, как один из любителей кошек, искренне надеюсь, что нынешнее увлечение кошками не пройдёт бесследно, и приведёт в лучшее будущее, где кошки и люди будут счастливо жить вместе.