Со вторника в украинской столице снова повеяло ветром Майдана. Перед киевским парламентом стоит палаточный городок с баррикадами и полевыми кухнями, демонстранты в камуфляже требуют проведения досрочных выборов и отставки президента Петра Порошенко. Полиция безуспешно пыталась в среду снести палаточный лагерь и, потеряв 20 щитов, отступила. С тех пор она ведет переговоры с протестующими о возвращении «государственного имущества». А те посмеиваются и продолжают акцию протеста.
Однако нельзя не видеть, что эти беспорядки инсценированы для телевидения. За этой акцией стоят оба важнейших конкурента за наследие Порошенко: Юлия Тимошенко из партии «Батькивщина», которая уже заявила о выставлении своей кандидатуры в 2019 году, и Михаил Саакашвили, которого Порошенко безуспешно пытался убрать с политической сцены Украины путем лишения его украинского гражданства. Их поддерживает группа «еврооптимистов», то есть людей, которые все еще верят в возможность превращения Украины в правовое государство по образцу ЕС, а также правые группировки, такие как возникший на основе батальона Нацгвардии «Азов» «Национальный корпус». С другой стороны, похоже, что «Правый сектор» (организация, запрещенная в РФ — прим. перев.), который раньше всегда выступал с антиолигархических позиций, договорился с Порошенко. Его многолетний лидер Дмитрий Ярош не участвовал в протестах из-за «болезни» и сообщил из больницы по интернету, что хотя Порошенко ни на что не годится, лучшей альтернативы нет. Любой мыслимый преемник был бы, по его словам, «пророссийским уродом».
Демонстранты требуют создания специального антикоррупционного суда с упрощенной системой ведения дел и доказательств, отмены прямых мандатов в парламенте, который является вотчиной политически бесцветных и преданных существующей государственной власти депутатов, а также отмены права на парламентскую неприкосновенность. У ворот парламента в последние дни произошли отдельные столкновения с близкими к правительству политиками. В четверг киевский портал «Вести» сообщил, что во избежание неприятностей депутаты прибывали в здание парламента в париках и с фальшивыми бородами.
Однако за этим театром скрывается суровая реальность. После возобновления в сентябре заседаний парламента он принял решение о пенсионной реформе, согласно которой для получения права на пенсию потребуется осуществлять выплаты в пенсионный фонд на десять лет больше, и что эта граница каждый год будет увеличиваться еще на один год. В четверг в дополнение к этому незначительным большинством депутатов была принята «реформа» государственного здравоохранения, согласно которой бесплатными остаются лишь базовые услуги скорой помощи, в то время как все, что выходит за рамки этого — от помощи при родах до услуг специалистов — полностью или частично должно оплачиваться пациентом. А к началу холодного времени года людей ожидают новые скачки цен за отопление. Западные инвесторы уже давно требовали принятия этих законов, но киевский парламент до сих пор тянул время. А теперь депутаты должны были «отреагировать».
Украинский парламент уже «отреагировал» в начале этого месяца, когда он, несмотря на сильную критику правой оппозиции, еще раз продлил срок действия Минских соглашений о перемирии. Это должно было быть сигналом партнерам на Западе о том, что Украина, мол, старается. В то же время для своего народа прозвучали другие объяснения. Еще в одном законе о «реинтеграции» Донбасса было провозглашено военное положение, а Россия объявлена агрессором.