Обещания жаловаться Европе, угрозы тем, кто реализует реформу, требования сделать школы еще более русскими — все это прозвучало во время пикета у Министерства образования и науки (МОН) Латвии, на который собрались около ста человек главным образом пожилого и среднего возраста, чтобы возразить против намерения о переходе в средних школах на обучение только на латышском языке. (По информации агентства LETA, в пикете участвовало около 500 человек — прим.ред.).
Как уже неоднократно сообщалось, правящая коалиция договорилась, что в ближайшие годы обучение в средних школах для нацменьшинств должно осуществляться на латышском языке, а на языках нацменьшинств можно будет преподавать только те предметы, которые связаны с поддержанием этнической идентичности соответствующего народа. Министр образования и науки Карлис Шадурскис («Единство») обязался до 8 ноября подготовить и представить на рассмотрение Кабинета министров информационный доклад о необходимых изменениях в законах. Министр обещал, что и в основных школах для нацменьшинств больше учебного материала, чем до сих пор, будет осваиваться на латышском языке.
Сами хотят устанавливать язык обучения
Такие планы заставили зашевелиться людей и организации, которые уже давно выдают себя за защитников прав инородцев. Несколько прорусских организаций написали открытое письмо премьер-министру Марису Кучинскому (Союз зеленых и крестьян), упрекая, что обучение на латышском языке поставит точку под «хрупким миром». Работу возобновил Штаб защиты русских школ. Активизировался так называемый ЛАШОР — организация, защищающая школы для нацменьшинств.
На вчерашнем пикете присутствовали депутаты Европейского парламента — избранный от «Согласия» Андрей Мамыкин и представитель Русского союза Татьяна Жданок, которая была одним из первых ораторов на мероприятии, продекламировав строки Райниса: «Не народ против народа, а все вместе против тьмы». Мамыкин обещал жаловаться на планы латышизации «и в Брюссель, и в Страсбург». Пименов добавил, что Европе «нужно открыть глаза на то, что происходит в Латвии».
Один из выступивших на пикете даже пригрозил, что авторам реформы «придется ответить, потому что ничто не вечно». Пикетчики аплодисментами и возгласами оценили эту угрозу положительно. Другой оратор, в свою очередь, заявил, что Латвия дважды вставала на недемократический путь: первый раз — в 1934 году, когда произошел реализованный Карлисом Улманисом переворот, второй раз — в 1991 году, когда «жители были разделены на латышей и инородцев». Значит, по мнению оратора, во время оккупации здесь царила демократия.
Многие выступавшие обещали, что протесты продолжатся до тех пор, пока реформы не будут приостановлены, и призывали присутствующих действовать, чтобы в следующий раз участников протеста было больше.
Пикетчики скандировали многократно слышанные лозунги: «Руки прочь от наших школ» и «Русские идут», требовали отставки министра образования. Бывший депутат Сейма от фракции «Согласия» Николай Кабанов утверждал, что министр этой реформой хочет отвлечь внимание от других недостатков в своей работе.
Так же, как в 2004 году, когда было установлено, что 60% учебного содержания необходимо осваивать на латышском языке, и сейчас министром образования является Карлис Шадурскис, поэтому пикетчики использовали риторику прежних времен о «черном Карлисе». Участники пикета вооружились многочисленными плакатами и позаботились о том, чтобы надписи на них поняли и болезненно восприняли иностранцы. Так, один из плакатов на английском языке гласил: «Остановить холокост против русского образования в Латвии!».
Необходимо отметить, что пикетчики не сообщили должностным лицам МОН об ожидаемой акции.
Представители министерства приглашали представителей протестующих на переговоры, но получили отказ. Советник министра Мартиньш Лангратс признал, что сам Карлис Шадурскис по причине занятости не встретился бы с пикетчиками.