Во время состоявшегося в Ереване 25-ого октября заседания Евразийского межправительственного совета в расширенном составе между премьер-министрами России и Белоруссии, а также Казахстана и Киргизии разрозился спор. Одной из тем спора была ситуация на границе Казахстана и Киргизии, которая все больше напоминает «торговые войны», а другая тема — затягивание сроков формирования единого энергетического рынка на территории ЕАЭС.
Во-первых, встреча премьер-министров стран ЕАЭС продлилась намного дольше запланированного. В 12 часов по ереванскому времени должно было начаться заседание совета в расширенном составе, однако оно началось только в 13:45. За кулисами разные чиновники отмечали, что причиной этому являются последние споры между Киргизией и Казахстаном. Во время встречи в расширенном составе подозрения и предположения подтвердились.
Премьер-министр Киргизии Сапар Исаков в своем заявлении отметил, что уже длительное время на границе с Казахстаном есть проблемы, связанные с передвижением грузов и людей. «Некоторые проблемы уже решены, однако возникает вопрос — зачем они должны были возникнуть? Это противоречит духу евразийской интеграции»,- сказал он, добавив, что пока еще есть проблемы, связанные с транспортировкой грузов. Он выразил надежду, что «казахские братья» пойдут им навстречу, и проблема получит решение. «Наши грузы остаются на границе, что вызывает недовольство казахов и киргизов»,- сказал он.
Премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков говорил о «непозволительном» затягивании формирования на территории ЕАЭС единого энергетического рынка. «Мы решили поставить эти сроки на 2025 год, однако сейчас говорится о возможности затягивания этого срока, что непозволительно. Должен заметить, что тот же Евросоюз начал интеграцию именно на основе энергетики, сформировав союз угля и стали», — привел пример премьер, добавив, что сроки формирования единого энергетического рынка нужно соблюдать.
«Это важный вопрос для Белоруссии, и мы уже пошли на компромисс, согласившись определить сроки формирования единого рынка на 2025 год»,- заявил он.
Как и следовало ожидать, Киргизии и Белоруссии ответили Казахстан и Россия. Премьер-министр Казахстана Бакитжан Сагинтаев заявил, что режим контроля на границе с Киргизией был усилен, потому что есть достоверные сведения о перевозе контрабанды большого масштаба. «Дело в том, что есть проблема с объемами привозимых из Китая в Киргизию грузов»,- сказал он, подчеркнув огромную разницу между статистическими данными двух стран о взаимной торговле между Китаем и Киргизией, которая по последним данным превышает 2 миллиарда долларов.
Иными словами, согласно премьер-министру Казахстана, данные Бишкека об импортируемых из Китая товарах очень далеки от представленных Китаем цифр. «Есть большой риск контрабанды, что было подтверждено в результате усиления контроля на границе», — сказал он, добавив, что импортированные контрабандным путем товары нигде не фиксируются и потом могут спокойно реэкспортироваться в другие страны ЕАЭС.
Примечательно, что ситуация на границе Киргизии и Казахстана начала обостряться перед прошедшими недавно президентскими выборами в Киргизии, когда Бишкек обвинил Астану во вмешательстве в свои внутренние дела. Власти Казахстана в ответ усилили контроль на пограничных пропускных пунктах. В результате, со стороны Киргизии начались скопления грузовых машин. Люди были вынуждены ждать в КПП по 7-10 часов.
В конце своей речи премьер-министр Казахстана отметил, что приложенные усилия не направлены против Киргизии, они преследуют цель уменьшить объемы контрабанды.
«Энергетическим» жалобам Белоруссии ответил премьер-министр России Дмитрий Медведев. Он заявил, что ЕАЭС не является союзом «нефти и газа». «В рамках ЕАЭС интеграция углубляется и расширяется. Несмотря на разные локальные проблемы, о которых также говорилось сегодня. А это результат серьезных и сложных компромиссов»,- сказал он, добавив, что значение нефти и газа в экономиках ЕАЭС все уменьшается. «Сейчас нужно говорить о других источниках, генерирующих доходы», — добавил Медведев.
Он отметил, что в рамках ЕАЭС наблюдается довольно положительная экономическая динамика. Товарооборот вырос на 28%, а общий ВВП государств-членов на 1,8%. «Следует отметить, что рост зафиксирован во всех государствах»,- заключил он.