Объединяющей нацменьшинства стран-членов ЕС организации FUEN через суд удалось заставить Еврокомиссию объявить сбор подписей под европейской гражданской инициативой о защите нацменьшинств. В нашей стране руководство кампанией взяла на себя прокремлевский европарламентарий Татьяна Жданок. Это означает, что правительству снова придется отбиваться от идей о предоставлении особых прав русским.
Записи Татьяны Жданок в соцсетях свидетельствуют, что она сейчас активно борется за сохранение государственного образования на русском языке. Присоединение к европейской гражданской инициативе «Minority SafePack — миллион подписей за многообразие в Европе», по всей вероятности, является околичным путем для достижения той же цели.
Настоящие представители отмежевываются
Примечательно, что в Латвии Федеральный союз европейских национальностей (FUEN) представляет не Русский союз Латвии Жданок, а Союз немцев Латвии. Эта организация категорически отмежевываются и от деятельности Жданок, и от самой инициативы, потому что в вопросах нацменьшинств полностью поддерживает позицию латвийского государства.
Что касается Латвии, то в связи с европейской гражданской инициативой на самом деле речь идет о Европейской хартии о региональных языках и языках нацменьшинств. Латвия данный документ не ратифицировала, потому что это поставило бы под угрозу нашу языковую политику и внутриполитическую стабильность — по причине пропорции этнического состава. В хартии содержится ряд требований в отношении использования языков нацменьшинств, в частности, в быту, общении с управлением, а также в образовании.
Инициатива FUEN по сбору подписей направлена именно на то, чтобы на уровне ЕС подготовить и принять документы, нацеленные на предоставление особых прав нацменьшинствам, сами они называют это комплектом безопасности нацменьшинств.
Речь о самодостаточности русских
В свою очередь, на листе сбора подписей указаны более конкретные цели: «Мы призываем ЕС принять совокупность правовых актов с целью улучшения защиты тех лиц, которые принадлежат к национальным и лингвистическим меньшинствам, укрепления многообразия культуры и языков в Союзе. Совокупность правовых актов должна предусматривать политические мероприятия в таких сферах, как региональные языки и языки нацменьшинств, образование и культура, региональная политика, соучастие, равноправие, содержание аудиовизуальных и других СМИ, а также региональная (государственная) поддержка».
В случае Латвии инициатива направлена на содействие самодостаточности русского лингвистического меньшинства. Так охарактеризовала проблему бывшая министр образования и науки, лингвист Ина Друвиете.
Даже миллион не поможет
На вчерашний день из необходимого для внесения в европейские институты миллиона подписей было собрано неполных 59 тысяч. В Латвии — менее 500. Татьяна Жданок заявила, что в скором времени распространит призыв к жителям Латвии. Политик убеждена, что ту часть, которая необходима, чтобы проголосовавших в Латвии приняли во внимание, удастся собрать. На интернет-сайте петиции указано, что порог для Латвии 6 тысяч голосов. В свою очередь, для успешного продвижения инициативы в Латвии нужны 75 тысяч подписей. По словам помощника Жданок Жанны Карелиной, обращение депутата должно быть распространено уже сегодня.
Впрочем, европарламентарий Робертс Зиле считает, что из намерения Жданок и ее единомышленников ничего не выйдет даже в том случае, если миллион подписей по всей Европе будет собран. Миллион подписей ничего не изменил в таком простом вопросе, как перенос Европейского парламента их двух городов в один. Даже количество сессий в Страсбурге не удалось уменьшить, потому что Франция через суд приостановила продвижение инициативы. В этой связи нет никаких оснований считать, что эти подписи могут повлиять на национальную политику стран-членов ЕС. Возможно, в Европарламенте поговорят на конкретную тему, но это все.
Лингвист Ина Друвиете полагает, что после инициативы по сбору подписей может повториться ситуация 1995, 1999, 2004 годов, когда Латвия должна была пояснять европейским институтам, что права нацменьшинств у нас соблюдаются. Тогда это удалось, и сейчас нет ни малейших сомнений в соответствии языковой политики латвийского государства международным правовым нормам.