Наращивать собственные нефтяные доходы или отравлять жизнь американским производителям сланцевой нефти? Эр-Рияд и Москва долгое время предпочитали второй вариант, однако сейчас все меняется. По мнению большинства наблюдателей, на встрече в Вене 30 ноября нефтедобывающие страны должны продлить историческую договоренность об ограничении объемов производства, которая была утверждена год назад и привела к значительному подъему цен (57 долларов за WTI и 63 доллара за Brent). Судя по заявлениям обеих сторон, были созданы все условия для реализации этой гипотезы. Все понимают, что нужно принять новые меры, чтобы сбалансировать рынок, отметил российский министр энергетики Александр Новак после беседы со своим саудовским коллегой Халидом аль-Фалихом. Тем временем межправительственный совет ОПЕК и прочих стран-производителей (в том числе России) рекомендовал продлить на девять месяцев истекающую в марте 2018 году года договоренность.
Только вот это продление, которое может быть подкреплено ограничением производства в Ливии и Нигерии (ранее они не входили в соглашение), может означать полноправное возвращение в игру американских производителей сланцевой нефти. Чтобы сохранить свою долю рынка на фоне подъема сланцевой добычи, Саудовская Аравия практически в одностороннем порядке решила в 2014 году наводнить рынок. В результате стоимость барреля за несколько месяцев упала со 120 до 27 долларов. Такая демонстрация силы стала возможной благодаря необычайному потенциалу королевства. Производители сланцевой нефти могут вернуться в игру при ценах от 60 долларов, тогда как в Саудовской Аравии рентабельность начинается с 10 долларов. Как бы то ни было, эта стратегия дорого обошлась самому Эр-Рияду в финансовом плане, и фактический лидер Королевства Мухаммед ибн Салман больше не собирается рисковать с низкими ценами.
Россия выдержала снижение цен
В Америке же предельно внимательно следят за разворачивающейся ситуацией в Австрии. Хотя в начале года у многих появились надежды в связи с развитием в США углеводородных проектов, все оказалось лишь видимостью. «Производство в сланцевой отрасли увеличилось в январе и феврале, однако с тех пор особого прогресса не видно, — говорит Бенжамен Луве. — Было много бурения, но работы шли лишь на нескольких скважинах». По данным Bloomberg, за последние годы без убытков в отрасли обошлась лишь одна компания. В последнем докладе американского энергетического ведомства отмечаются низкие объемы производства на сланцевых скважинах. Как бы то ни было, продление договоренности в Вене и связанный с ним рост цен могли бы изменить расклад. «Это, безусловно, могло бы сыграть им на руку и привести к подъему производства», — согласен Оливье Реш. Посмотрим, решатся ли Эр-Рияд и Москва помочь любимой отрасли Дональда Трампа.