Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Доминирование протекционистских настроений со стороны ЕС нужно признать одним из ключевых факторов, негативно влияющих на торговый баланс между Украиной и ЕС. Когда Украина пытается реализовать защитные механизмы относительно собственных отраслей экономики, то это воспринимается официальными органами ЕС как нарушение требований о недопустимости торговых барьеров.

Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС (далее — Соглашение) вступило в силу в полном объеме с сентября текущего года, хотя определенные и, надо заметить, значительные и значимые его части действовали в нашей стране еще с 2014 г. С 1 января 2016-го в режиме временного применения были внедрены положения Соглашения по развитию зоны свободной торговли. Положения Соглашения применяются и в других сферах общественных отношений, и сейчас уже можно провести предварительную оценку процесса их реализации. Конечно, положительные преобразования присутствуют, но динамика экономических показателей не очень оптимистичная. Следует признать, что успехи достигнуты, но они не являются масштабными.


Об этом могут свидетельствовать неудовлетворительные показатели импорта и экспорта товаров между Украиной и ЕС в сторону роста именно импорта. В частности, за период с 2014-го по 2016 г. динамика дефицита текущего счета платежного баланса составляла: в 2014 г. — 4,6 млрд долл. США, в 2015 г. — 1,7 млрд, в 2016 г. — 5,5 млрд долл. Неутешительная ситуация сложилась и в первом полугодии 2017-го, поскольку дефицит текущего счета платежного баланса во втором квартале составил 2,1 млрд долл., а за соответствующий период 2016 г. — 1,8 млрд. К тому же с 2014-го по конец 2016 г. наблюдается стремительное снижение прямых инвестиций в Украину, а именно: с 53,7 млрд долл. до 36,5 млрд. Только за восемь месяцев 2017 г. наблюдается незначительный рост прямых инвестиций до 38,5 млрд долл. Однако, по оценкам экспертов, объясняется он прежде всего административными действиями со стороны НБУ в виде установления обязательной докапитализации иностранными банками украинских дочерних структур.


Статистические данные свидетельствуют о том, что существуют определенные экономико-правовые факторы, сдерживающие весьма мощный потенциал Соглашения. Среди таких факторов можно прежде всего выделить:


— низкую активность законотворческой работы по имплементации правовых актов ЕС в законодательство Украины;

— низкий уровень открытости рынков сбыта на территории ЕС для отечественных субъектов хозяйствования, что обусловлено незначительными объемами беспошлинных квот по группам товаров, являющихся приоритетными для внешнеторговых отношений (с одновременным запретом доступа на рынок ЕС по тем группам товаров, которые являются стратегически важными для развития экспорта собственных товаропроизводителей);

— наличие в тексте Соглашения положений, реализация которых создает определенные риски для национальных экономических интересов;

— существенные изменения, произошедшие в социально-экономическом положении Украины в связи с аннексией АРК и военными действиями на Востоке Украины с дальнейшим уходом отдельных районов Донецкой и Луганской областей из-под контроля власти Украины.


Краткая оценка приведенных негативных факторов позволяет сделать ряд выводов, которые, как представляется, могут заложить основу для разработки правовых средств нивелирования их деструктивного влияния. Прежде всего, неприемлемы темпы как в целом адаптации законодательства Украины к праву ЕС, так и детализации положений Соглашения в национальных нормативно-правовых актах. В частности, Украина должна имплементировать в национальное законодательство около 350 актов права ЕС, и из них 180 актов — до конца 2017 г. Хватит ли возможностей и ресурсов у государства для выполнения такого значительного объема правотворческой работы? Отчетные данные свидетельствуют, что, наверное, нет.


Ведь мониторинг выполнения Соглашения за 2016 г. показывает, что в соответствующем периоде из запланированных 126 директив ЕС были имплементированы в национальное законодательство всего 36, при этом полностью — только 23.


Впрочем, опыт отдельных стран — членов ЕС убеждает в том, что процесс адаптации национального законодательства может происходить значительно более быстрыми темпами и на более качественной основе. В частности, показательной нужно признать практику правотворческой работы в Республике Польша, где парламент и другие органы государственной власти начиная с 2000 г. принимали около 70-90 нормативно-правовых актов в год. И в 2004-м, когда Польша обрела полноправное членство в ЕС, объем не имплементированных в национальное законодательство актов ЕС равнялся 2,9%, что является допустимым уровнем отклонения. По предварительным расчетам, уровень отставания Украины в этом направлении составляет около 60%.


Изменить ситуацию к лучшему можно было бы в случае привлечения Украины к работе учреждений Евросоюза и предварительного информирования нашей страны о подготовке новых законодательных актов в ЕС. Ведь сейчас Украина, не входя в состав этих учреждений, никоим образом не может влиять на законодательство, которое принимается в ЕС и в дальнейшем должно быть имплементировано в национальное. Впрочем, такая ситуация нехарактерна для всех стран, имеющих статус ассоциированного члена. Например, ЕС консультируется со странами Европейской ассоциации свободной торговли (Лихтенштейном, Исландией и Норвегией) при разработке актов европейского законодательства. Кстати, положение об обязательности проведения таких консультаций предусмотрено Соглашением о Европейском экономическом пространстве, в ст. 1 которого отмечается, что этот документ является «соглашением об ассоциации».


Нужно подчеркнуть, что сдерживание имплементации Соглашения обусловлено и другим не менее важным фактором, являющимся следствием несистемной работы парламента и правительства Украины. В частности, начиная с 2012 г. Кабинет министров Украины так не разработал годовой план работы по реализации Общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС, утвержденной Верховной Радой Украины как отдельный закон. В связи с этим отсутствует и отчетность о состоянии реализации программы адаптации, полученных результатах, дальнейших путях по гармонизации законодательства Украины с правом ЕС и т.п. Нельзя не согласиться в этом контексте со словами главы Представительства ЕС в Украине Х.Мингарелли о том, что именно парламент и правительство должны играть ключевую роль в вопросе имплементации Соглашения. Но необходимо добавить, что в этот процесс должна быть вовлечена и Национальная академия наук Украины, как это, например, происходило в Республике Румыния. В частности, в 2000 г. при поддержке ЕС было создано специальное учреждение — Европейский институт, в состав которого вошли ученые. Основной задачей этого института было определено предоставление квалифицированной помощи парламенту и правительству Румынии в оценке влияния законодательства Евросоюза на различные отрасли экономики, а также осуществление аутентичного перевода актов законодательства ЕС.


Доминирование протекционистских настроений со стороны ЕС нужно признать одним из ключевых факторов, негативно влияющих на торговый баланс между Украиной и ЕС. В частности, в ст. 4 Резолюции Европейского парламента указано, что если происходящий из Украины товар импортируется на условиях, которые приводят или могут привести к серьезным трудностям производителей из ЕС, пошлина на такой продукт может быть снова введена в любое время. Дополнительно в этой резолюции подчеркивается, что в случае недостаточного прогресса в противодействии коррупции, деформации конкуренции, введения Украиной дополнительных пошлин и других ограничений для импорта, неуважения к демократическим принципам, правам человека и основным свободам преференции могут быть приостановлены или упразднены.


Но когда Украина пытается реализовать защитные механизмы относительно собственных отраслей экономики, то это воспринимается официальными органами ЕС как нарушение требований о недопустимости торговых барьеров. Показателен пример, связанный с введением Украиной с 1 ноября 2015 г. моратория на экспорт древесины в необработанном состоянии (в частности, леса-кругляка). На рис.1 представлена информация о его позитивном воздействии.


Указанные ограничительные меры были обусловлены тем, что в 2015 г. такой экспорт принес украинской экономике всего 345 млн долл. валютных поступлений, или 0,9% общей выручки от экспорта. Однако эта цифра абсолютно несопоставима с масштабом потерь: по оценкам экспертов, бесконтрольная вырубка лесов привела к уменьшению показателя лесистости с 16% в 1996 г. до 11% в 2015-м. Для достижения оптимального уровня лесистости в 20% в Украине на сегодняшний день нужно высадить новых деревьев на территории площадью около 2,5 млн га. К сожалению, по неизвестным причинам ЕС не принимает во внимание опыт других стран по аналогичному вопросу. Так, в Канаде на законодательном уровне запрещен экспорт необработанной древесины, и именно эта принципиальная норма была отражена в Соглашении о свободной торговле между Украиной и Канадой. Интересно и то, что во внутренней политике ЕС придерживается совсем другой оценки процессов, связанных с уничтожением лесных ресурсов. В частности, Польша, Словакия и Румыния, столкнувшиеся с аналогичными проблемами, прекратили промышленную вырубку леса в Татрах и Карпатах. Более того, Венгрия, Румыния, Австрия и Словакия на государственном уровне поддерживают приобретение украинской древесины, предоставляя дотации фирмам, поставляющим необработанную древесину в их страны, — от 25 евро за кубометр (Венгрия, Румыния, Словакия) до 30 евро (Австрия).


В свете отмеченного защита национальных экономических интересов является едва ли не самой главной задачей современных торговых отношений между Украиной и ЕС. При этом, как было сказано выше, преобладают защитные механизмы со стороны ЕС. В частности, трудно объяснить дополнительный пример неравноценности сторон Соглашения, когда закрепляется положение о прямом запрете любого вида экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары, предназначенные для вывоза (ст. 32-1). Тогда как ст. 40-1 Соглашения предусмотрено, что ЕС сохраняет за собой некоторые права на субсидии в одностороннем порядке. К сожалению, можно привести еще много примеров, демонстрирующих скрытые риски Соглашения для экономической системы Украины.


Одним из таких примеров можно признать встречные обязательства Украины и ЕС по снятию ограничений на свободное движение капиталов в пределах политики либерализации. Кроме положительных сдвигов, такие меры способны привести к крайне негативным последствиям для экономики Украины. В частности, по подсчетам экспертов, каждый год из Украины в среднем выводится 11-12 млрд долл. Из этой суммы только в виде налога на прибыль должно быть уплачено около 2 млрд долл. в год, или по нынешнему курсу 52 млрд грн. Это почти 7% от всех доходов государственного бюджета Украины на 2017 г. и приблизительно прошлогодний бюджет Министерства обороны Украины. На рис. 2 представлена информация о положительной динамике сводного бюджета по годам после введения ограничений на движение капитала начиная с 2014-го.


В целом в пределах Соглашения должны быть наработаны более адекватные меры, направленные на предотвращение возникновения негативных последствий либерализации движения капиталов. Особенно нужно учесть мнение экспертов ООН о том, что именно либерализация движения капиталов и финансов, поощряемая торговыми соглашениями, привела к быстрому распространению кризиса в 2008-2009 гг.


Следует отметить, что Соглашение предусматривает возможность проводить обзор достижения целей в любое время по взаимному согласию сторон (ч. 1 ст. 481). Это дает основания для более качественного пересмотра содержания Соглашения с учетом необходимости дополнить его отдельной главой, посвященной форс-мажорным обстоятельствам.


Очевиден тот факт, что с началом военной агрессии со стороны Российской Федерации экономика Украина находится в более угнетенном состоянии, чем в момент подписания Соглашения. Соответственно, взятые Украиной обязательства должны выполняться с учетом возможностей отечественной экономики. Ведь в заявленные в действующем Соглашении сроки невозможно обеспечить проведение значительных изменений в энергетическом, промышленном, транспортном, сельскохозяйственном и других секторах. Тем более что должны быть пересмотрены как объемы, так и источники финансирования проектов в упомянутых секторах экономики с существенным увеличением финансовых поступлений со стороны фондов ЕС.


Также нужно исходить из того, что наличие в Соглашении главы о форс-мажорных обстоятельствах значительно упростит действия сторон в неординарных ситуациях, которые могут возникать в будущем, с соответствующей экономией времени и средств.


Только системный, научно обоснованный подход позволит всесторонне оценить новые изменения, максимально учесть интересы отечественных субъектов хозяйствования и обеспечить надлежащие гарантии защиты их прав и законных интересов.

 

Обсуждение
Комментариев: 21
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Х
Херсонский
17 декабря 2017, 09:48
Как насчет такого пустячка как обязательства по реституции. Подписавшись под Ассоциацией с Европой, Украина приняла такие обязательства. Старый Фальцфейн еще жив и уже шлифует бумаги по возврату земель в Таврии, поместий на Днепре и Аскнии-Новой. Число исков будет измеряться сотнями и тысячами, особенно в Западной Уркаине. Все довоенные дома во Львове-Лемберге были отобраны у поляков, и их потомки потребуют возвращения.
v
vichr88
17 декабря 2017, 17:34
Херсонский, Холопам не зачем дома. Пусть живут в мазанке, на дворе достаточно скамейки, на которой пан будет пороть нерадивых и ленивых.
д
демократор
17 декабря 2017, 18:02
Херсонский, Число исков будет измеряться сотнями и тысячами, особенно в Западной Уркаине. _________________________________________________________________________ организация "реституция всходних кресов" подготовила более 150 тысяч исков, укров разденут и выпотрошат, наглухо
Ольхон
17 декабря 2017, 09:57
Они до сих пор обсуждают?!
1
100471anna8
17 декабря 2017, 09:58
А по простому, все что производит Украина, в ЕС не нужно, и что бы продвинуть свой товар ей придется изрядно попотеть, и крайне сомнительно, что товар пропустят на рынки ЕС, а если что-то пропустят то это будет мизер!!! ЕС нужны новые рынки сбыта и плевать они хотели на чьи-то хотелки. А главное ЕС нужна земля Украины, и они ее получат, можно сказать уже получили.
Григорий s
17 декабря 2017, 22:41
100471anna8, но лозунги сильны))
M
Migrena
17 декабря 2017, 10:15
наличие в тексте Соглашения положений, реализация которых создает определенные риски для национальных экономических интересов А, да? Очманiли? Вдруг обнаружили? А что ж кровавый диктатор вас предупреждал, а вы ему - майдан?
M
Migrena
17 декабря 2017, 10:18
ЕС консультируется со странами Европейской ассоциации свободной торговли (Лихтенштейном, Исландией и Норвегией) при разработке актов европейского законодательства Так то ж Норвегия... А вы-то кто - даже Габон обижается, когда его с вами сравнивают
четослышал
17 декабря 2017, 10:26
надо вам укры снова попрыгать. глядишь даже этого понимать перестанете...
Тынарбек Алыкул Уулу
17 декабря 2017, 11:28
Лохлы начали что то подозревать, неужели! Не зря ведь они уже хотят вернуть "кровавого диктатора" Януковича. Поздно пить боржоми,у вас теперь вон, свой Саака есть. Просто поражаюсь иногда дальновидности лохлов, так быстро потерять свою государственности, это нужно уметь!
Krymchanin from Lithuania
17 декабря 2017, 12:30
Северное Сомали должно страдать.
A
Alexxandro
17 декабря 2017, 13:07
да неужто свершилось чудо-чудное и диво-дивное: кто-то из хохлопов наконец-то по прошествии 4 лет удосужился ПРОЧИТАТЬ тот кабальный договор, который по ошибке назывался соглашением о евроассоциации? )корень тут - АСС)
g
gardarik
17 декабря 2017, 13:36
Вы еще верите, что ЕС - это "сахар"? Мы убедились (живу в Латвии), что наша экономика за 3-5 лет вообще "легла", рынки у нас - совершенно открыты для товаров ЕС, цены - выше, чем в ЕС, а содержание полезных сост авляющих в продуктах - минимально.... Европа признала "курс двух разных скоростей": один - для развитых, другой - для слабых стран, и они не намерены развивать слабых. Слабые им нужны как открытые для их товаров рынки и как поставщик недорогих сырья и рабсилы... ВСЕ: позиции сторон зафиксированы, как минимум, на 100 лет!
zwaan
17 декабря 2017, 13:55
gardarik, то, что «полезного» в продуктах недостает, ещё пол-беды. Проблема в том, что «вредного» явный перебор...
звездочет
17 декабря 2017, 14:00
А теперь вопрос: как правильно назвать человека, который подписывает договор в 15 см толщиной не читая? Судя по слогу, автор очень эрудированный и дипломатичный человек, ему не может быть не известно, что доходчивость таких сложных статей для кострюлеголовых близка к нулю. Отсюда вывод: автор вроде как и вопрошает, но одновременно делает это про себя: и совесть чиста, и голова цела.
П
Пионер
17 декабря 2017, 14:44
звездочет, да какое "чиста"... Слили страну, как получку в напёрстки...
П
Пионер
17 декабря 2017, 14:40
Ну, что ж... Словами "я же говорил" это не передать, как сказали в одном кино. А тогда достучаться ни до кого реально было невозможно. "В Европе так хорошо".. "Мы столько всего сможем им продать".. "Мы столько заработаем"... И сейчас клянут Россию, что газ подорожал!!! Драться лезли, когда не ответил на "Героям Слава!"... Конечно, Янукович тоже красавец... Вор со своим воровским мЫшлением, ни разу не государственный муж... Больше вопросов к Кучме. Леонид Макарыч, вы-то, чай, не первый раз замужем! Вас купили или просто развели, как кролика? Неважно теперь уже... А нынешних, конечно, всех повесить. Оптом. В одной роще. Если веревки останутся и деревьев ещё хватит...
д
демократор
17 декабря 2017, 18:01
низкий уровень открытости рынков сбыта на территории ЕС для отечественных субъектов хозяйствования, что обусловлено незначительными объемами беспошлинных квот по группам товаров, являющихся приоритетными для внешнеторговых отношений (с одновременным запретом доступа на рынок ЕС по тем группам товаров, которые являются стратегически важными для развития экспорта собственных товаропроизводителей); ___________________________________________________________________________ о, укры стали подозревать, что их товары в ЕС не ждут от слова совсем)))) за то и скакал майдан
Astralhunter
17 декабря 2017, 18:55
Доминирование протекционистских настроений со стороны ЕС ========================================= Украинцам нужно было приложиться фейсом об тейбл, чтоб это до них дошло? 900 страниц соглашения никто не читал, а если вдруг и читал, то нифига не понял?
M
Merkuriy
18 декабря 2017, 00:21
К сожалению, по неизвестным причинам ЕС не принимает во внимание опыт других стран по аналогичному вопросу. ---------------- Все просто, вы - рынок сбыта европейских товаров. Но по наивности думаете, что ЕС и США - ваши лучшие друзья, готовые пожертвовать своими интересами во благо ваших.
Мимоходом
18 декабря 2017, 11:38
они начали о чём-то догадываться?
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем