Президент России Владимир Путин 11 декабря 2017 года посетил авиабазу Хмеймим в Сирии, где отдал приказ о выводе российской группировки войск из страны.
Многие выражают сомнения в связи с выводом российских вооруженных сил с территории Сирии, особенно США, которые считают, что возможно этот шаг является повторением сценария 2016 года, когда Путин лично объявил об уходе российских сил, но затем увеличил частоту бомбардировок по позициям сирийской оппозиции, особенно в Алеппо.
«Если террористы вновь поднимут голову, то мы нанесем по ним такие удары, которых они пока и не видели. Мы никогда не забудем о жертвах и утратах, которые понесли в борьбе с терроризмом и здесь в Сирии, и у нас в России», — заявил Путин.
В связи с этим шагом правительственная делегация отказалась участвовать в Женевских переговорах с сирийской оппозицией. Специальный представитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура проинформировал оппозицию, что у нее больше нет международной поддержки, что провал переговоров на Женевской конференции означает их замену конференцией в Сочи. Позже он извинился за свои слова.
Путин не сообщил о количестве российских солдат, оставшихся в Сирии. Как сообщает AFP, Россия за последние два года перебросила в Сирию от четырех до пяти тысяч военнослужащих. По официальным данным 40 из них были убиты.
Нереальный
Хотя Москва и предполагает, что мир в Сирии не за горами, официальные лица США сомневаются в этом, утверждая, что сирийские власти слишком слабы, чтобы обеспечить безопасность в стране.
У «Исламского государства» (запрещена в РФ — прим. ред.) и других боевиков в Сирии, есть широкие возможности для перегруппировки, особенно если политическое недовольство, которые привело к конфликту, останется без внимания, заявляют официальные лица.
Вашингтон усомнился в выводе российских войск из Сирии, отметив, что не увидел значительного сокращения российских боевых подразделений «после прежних аналогичных заявлений» Москвы. «Соединенные Штаты не увидели существенного вывода российских войск из Сирии, несмотря на соответствующие заявления Путина», — заявил официальный представитель Пентагона майор Адриан Рэнкин-Гэллоуэй.
Турция сомневается в намерениях союзника
Не только Вашингтон скептически отнёсся к выводу российских войск, но даже Турция, теперь близкий союзник Россий. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил во вторник, что заявление России о выводе воинского контингента из Сирии не совсем отражает реальность.
«Россия и ранее уже выводила своих военнослужащих из Сирии, а затем вновь вводила, увеличив их численность», — напомнил он, ссылаясь на аналогичные действия России в 2016 году.
Эксперт по международным делам и наблюдатель за переговорами в Астане д-р Басель Хадж Джассим в интервью Al Khaleej Online сообщил, что трудно определить действительно ли русские выведут войска из Сирии, потому что никто точно не знает, сколько сейчас военнослужащих присутствует на территории страны. Целью приказа о выводе войск является устранение «оккупации», в которой многие обвиняют Россию.
«У России в Сирии две военные базы на постоянной основе, поэтому даже если заявление о выводе из страны российского контингента и правда, то это все равно не изменит размера ее военного присутствия в Сирии», — заявил он.
Путь переговоров
Эксперты связали этот шаг с тем, что они называют «давлением России» на сирийский режим, чтобы успешно провести переговоры в Женеве. Согласно израильскому Центру стратегических исследований «Бегин-Садат», Путин намеренно сделал этот шаг, чтобы тем самым сказать Асаду, что он больше не намерен защищать его после недавних событий и отказа от участия в женевских переговорах.
В отношении давления, оказываемого Россией на сирийский режим на совместной пресс-конференции со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Анкаре российский президент заявил, что должна быть подготовлена новая конституция для Сирии, организованы выборы под эгидой ООН и созданы все условия для политического урегулирования ситуации в Сирии в рамках переговоров в Женеве и Астане. Он сообщил, что недавно беседовал с Асадом о достижении политического урегулирования в Сирии.
Однако некоторые эксперты все же исключают предположение, что Путин оказывает давление на Асада с тем, чтобы заставить его начать конструктивные переговоры с оппозицией. В их число входит и д-р Басель Хадж Джассим, который объяснил, что российские действия в Сирии не возымеют эффекта, ни на женевских переговорах, ни на переговорах в Астане.
Он заявил, что сегодня России имеет самое веское слово на сирийской арене. А что касается достоверности новостей о том, что происходит между Путиным и Асадом, то только спустя время можно понять, правда это или нет.
Хадж Джассим утверждает, что сирийскую проблему решит тот, кто будет иметь веское слово на земле и самую большую пушку. И понятно, что Москва хочет привлечь на свою сторону и другие силы для решения «сирийской дилеммы».
Где Вашингтон?
С другой стороны, эксперты отмечают, что, несмотря на стратегические шаги, предпринятые Россией, Вашингтон, похоже, наблюдает за ситуацией и неоднократно делает заявления, которые преуменьшают важность российских действий. Однако из заявлений следует, что Вашингтон признал, что Башар Асад останется власти, по крайней мере до 2021 года.
Соединенные Штаты оказались за бортом российско-турецко-иранского треугольника, который функционирует в зонах деэскалации в Сирии.
Во вторник Госдепартамент США подтвердил, что американцы не имеют никакого отношения к сохранению или выводу российского военного контингента из Сирии. Америка останется в Сирии «до возвращения стабильности», но в то же время он заявил, что «оставаться Асаду или уходить решают не США, а сирийский народ». Однако вместе с тем, США подчеркнули, что «у Асада нет места в будущем Сирии».
Басель Хадж Джассим заявил, что нельзя сказать будто Соединенные Штаты отсутствуют в Сирии, объяснив, что «Вашингтон присутствует не из-за Сирии и сирийцев, а для поддержания своего старого проекта — творческого хаоса».
Он отметил, что весь мир знает, что Вашингтон не сделал ничего для женевского процесса, кроме оказания давления на оппозицию. А в Астане, где произошла встреча тех, кто реально обладает весомым словом в сирийском вопросе, Америка предпочла взять на себя роль наблюдателя.