В последние недели появились подробные сообщения о российской программе вооружения на 2018-2027 годы. За этот период из государственной казны должно поступить на разработку и производство военной техники около 19 триллионов рублей, что значительно меньше, чем требуется вооруженным силам, хотя, учитывая экономические трудности России, это все же немало. Однако интереснее собственно суммы то, что именно Кремль собирается закупать в этот период.
Напомним, что российские государственные программы вооружения всегда рассчитаны на десять лет, однако принимают их каждые пять лет, чтобы поддерживать их актуальность. Программу на 2011-2020 годы многие оценили как первую успешную программу в истории России, хотя на ее реализации очень негативно сказалось снижение цен на нефть. Программа на 2016-2025 годы была предварительно проработана, однако западные санкции и другие обстоятельства вызвали необходимость отложить эту программу, поэтому актуализация сдвинулась таким образом, что реализация программы начнется только в следующем году.
По официальным заявлениям, в новой программе определены две основные задачи. Первая требует разработки некоторых видов оружия нового поколения, то есть оружия, в котором используются совершенно новые концепции и принципы, основанные на последних технических достижениях. Вторая задача заключается в необходимости поддерживать серийное производство уже существующих и постепенно модернизируемых видов техники. Сам факт того, что вторая, казалось бы, совершенно очевидная, задача еще раз четко проговаривается, означает, что российское руководство осознает проблемы в этой сфере.
Вообще можно сказать, что российский ВПК располагает огромным технологическим потенциалом и в некоторых отношениях является совершенно передовым, однако давно испытывает трудности с производством, вернее — с введением новых типов техники в серийное производство. Остаются проблемы, которые берут начало еще во времена Советского Союза и лихих 90-х. Теперь к ним присовокупились и те проблемы, которые являются последствием нынешней международной ситуации.
Речь идет не только о санкциях со стороны Запада, но и о прекращении поставок комплектующих с Украины, что негативно сказывается, прежде всего, на судостроении и производстве вертолетов. Без украинских двигателей некоторые новые классы кораблей, по всей видимости, так и не будут закончены, а в поставках вертолетов начались большие задержки. Россия хочет компенсировать нехватку самостоятельно или с помощью Китая, однако российское производство двигателей делает первые шаги очень медленно, а китайские образцы зачастую оказываются ненадежными.
Кроме того, несколько парадоксально сказывается тот факт, что некоторые российские вооружения привлекают большой интерес на мировом рынке, в том числе, среди государств, которые раньше делали ставку преимущественно на западную технику. Речь, в том числе, о Египте и Саудовской Аравии. Но производственные мощности российских оборонных заводов имеют свои пределы и просто не могут удовлетворить спрос и на внутреннем, и на зарубежном рынке. Пожалуй, у российских вооруженных сил должно быть преимущество, однако продажа оружия является крайне важным источником денежных средств, которые, кстати, впоследствии идут и на финансирование самой российской армии. Таким образом, получается заколдованный круг.
О том, что Россия действительно нуждается в деньгах, также говорит тот факт, что власть дала добро на экспорт зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» в Турцию и Саудовскую Аравию, а также в Китай. Последний также получил истребители Су-35. А ведь об обоих типах техники принято было говорить как о чем-то, что никогда не должно попасть в руки китайцев и союзников Запада, поскольку существует угроза, что они узнают и скопируют уникальные технологии.
Достаточно парадоксален и тот факт, что самая маленькая часть от этих 19 триллионов рублей предназначается роду войск, которому в России традиционно придают самое большое значение. Речь о ракетных войсках стратегического назначения. Причина в том, что их перевооружение новыми комплексами «Тополь-М» и «Ярс» уже в целом завершено, однако параллельно реализуется еще три крупных проекта. Точнее сказать, они реализовывались до недавнего времени, поскольку, по последним новостям, был остановлен (опять) проект крайне проблематичного мобильного железнодорожного комплекса баллистического ракетного вооружения «Баргузин».
Помимо технических проблем и высокой стоимости, среди причин закрытия проекта называют то, что «Баргузин» мог бы слишком провоцировать американцев, которые очень боялись старого железнодорожного ракетного комплекса РТ-23 «Молодец». Продолжается разработка легкой баллистической ракеты РС-26 «Рубеж», о которой иногда говорят как о попытке обойти Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, и очень тяжелой ракеты РС-28 «Сармат», которая должна сменить Р-36М, называемую «Сатаной».
Означенная проблема с серийным производством ярко выражена и в случае наземных сил. Некоторые поклонники этого рода техники, скорее всего, ожидали масштабных поступлений бронетехники нового поколения — такой, как танк Т-14 «Армата», боевая машина пехоты «Курганец-25» и колесная платформа «Бумеранг». Говорилось, что будет произведено около 2,3 тысяч танков «Армата», однако новый проект принес разочарование, поскольку у оборонного завода «Уралвагонзавод» нет мощностей для подобного производства. Кроме того, новый танк не готов до конца и почти наверняка станет очень дорогой «игрушкой».
Поэтому нынешний план на следующее десятилетие предполагает производство максимально сотни или двух сотен танков Т-14, которые получат элитные подразделения российской армии. Основным типом и впредь будет Т-90, который будут дополнять модернизированные Т-72 и Т-80. Подобная ситуация складывается и в случае боевых машин пехоты: российским мотострелкам придется еще несколько лет подождать крупных поставок бронемашин «Курганец-25» и положиться на обновленные БМП-2 и БМП-3.
В совершенно таком же положении будет авиация, где и в будущем десятилетии будут доминировать уже эксплуатируемые истребители Су-27, Су-30СМ и Су-35С, а также истребители-бомбардировщики Су-34 и штурмовики Су-25. «В запасе» у России есть еще истребитель пятого поколения Су-57 ПАК ФА, но, судя по нынешнему плану, будет произведено всего несколько штук для испытаний и обучения. Серийное производство начнется только тогда, как завершится работа над новым двигателем, а это может занять несколько лет. Вероятно, задержки будут и в реализации проекта футуристического стратегического бомбардировщика ПАК ДА.
Запланировано, что авиация получит и модернизированные бомбардировщики Туполев Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3, возможности которых значительно расширятся, прежде всего, в области традиционных авиаударов. Кстати, это можно назвать одной из «красных нитей», пронизывающих всю программу вооружения. Основой вооруженных сил России по-прежнему остаются стратегические ядерные силы, и, тем не менее, все большее значение приобретают традиционные виды оборонительных и наступательных вооружений.
Это можно связать непосредственно с использованием дальних бомбардировщиков и морских судов в Сирии, где Россия с успехом воспользовалась крылатыми ракетами, запускаемыми с воздуха и с кораблей. Это закономерно находит отражение и в разделе новой программы о морском флоте, где максимальный акцент делается на подводные лодки и небольшие надводные корабли, способные нести крылатые ракеты «Калибр». Это оружие, способное нанести удар на расстоянии 2,5 тысяч километров, обеспечивает России наступательную мощь, по уровню сопоставимую с прославленными американскими ракетами «Томагавк».
Но, кроме дозвуковых «Калибров», Россия производит и разрабатывает намного более быстрые ракеты. Прошла информация о якобы успешных испытаниях гиперзвуковой ракеты «Циркон», скорость которой в восемь раз превышает скорость звука, то есть достигает более девяти тысяч километров в час. Нужно подчеркнуть, что сегодня ни у одной страны мира нет эффективной защиты от такого оружия, и именно поэтому над разработками подобных наступательных средств сейчас активно работают американцы и китайцы.
Так или иначе, Россия хочет сделать ставку на небольшие, но очень хорошо вооруженные надводные корабли. И почти наверняка в рамках новой программы не будет построен ни один надводный корабль больше фрегата. Новая программа предполагает выделение средств на разработку новых авианосцев и десантных вертолетных кораблей, строительство которых реально ожидать после 2025 года. Так что России и в будущем придется положиться на устаревающего «Адмирала Кузнецова», хотя его ожидает масштабная модернизация и поставки новых истребителей МиГ-29К.
В рамках новой программы вооружения также планируется разработка подводных лодок нового поколения, хотя на службу они поступят не ранее 2030 года. Россия собирается создать и новую баллистическую ракету для подлодок, а также интересную систему «Скиф», предполагающую ракеты донного базирования. О существовании этого проекта известно уже несколько лет, и хотя информации о нем мало, он вызывает оживленные споры. Возможно, проект нарушает договор Seabed Arms Control Treaty (Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ЯО и других видов оружия массового уничтожения) от 1974 года.
Ведомство Виктора Бондарева, бывшего главнокомандующего российскими ВКС, который сегодня является членом Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по обороне и безопасности, даже сделало заявление, из которого следовало, что ракеты «Сармат», «Циркон» и «Скиф» уже находятся на вооружении. Вскоре после публикации материал был отозван с объяснением, что данные типы вооружений еще разрабатываются, однако российские (и пророссийские) СМИ уже успели опубликовать несколько сенсационных новостей на основании первоначального заявления.
Не стоит сомневаться в технологическом потенциале российской промышленности, но при этом не стоит забывать и о ее постоянных проблемах. Пример танка «Армата», самолета Су-57, а также крупных кораблей говорит о том, что от амбициозного проекта или впечатляющего образца нужно пройти длинный, сложный и затратный путь к серийному производству и практической применимости. Разумеется, все это касается и нового поколения ракет.
В конце также напрашивается вопрос, было ли заявление ведомства Виктора Бондарева действительно всего лишь ошибкой, или материал в первоначальном (неточном) виде был опубликован намеренно. Ведь не стоит забывать и тот факт, что в стратегической обороне крайне важную роль играет фактор психологии. Заявление о постановке на службу новых и в целом загадочных ракет, за которое тут же уцепились СМИ, кажется простым инструментом, способным устрашить и внести замешательство в ряды противника. Подобное, кстати, прекрасно вписывается в российскую (дез)информационную стратегию.