Сотрудник газеты «Нюхетер Идаг» (Nyheter Idag) Чанг Фрик (Chang Frick) распространяет путинскую картину мира, а Россия за это оплачивает стирку его трусов. Об этом написал Патрик Оксанен (Patrik Oksanen) в газете «Экспрессен». Но теперь «Нюхетер Идаг» готова сделать новое разоблачение в кальсонной драме. «Я сам оплатил все расходы, прежде чем покинуть отель, у меня даже есть чек», — заявляет Фрик, порывшись в куче бумаг в офисе.
30 декабря «Экспрессен» (Expressen) опубликовала на своей передовице текст полемиста Патрика Оксанена, который назвал «Нюхетер Идаг» одним из «путинских лакеев». Обвинения продолжились и в еще одной статье, последовавшей в ответ на возражения владельца «Нюхетер Идаг» Илана Саде (Ilan Sade).
Утверждая, что «Нюхетер Идаг» продвигает российскую риторику, Оксанен приводит несколько доводов. Один из его аргументов: российское государство заплатило за стирку грязных вещей сотрудника «Нюхетер Идаг» Чанга Фрика, когда он делал свой нашумевший репортаж из Москвы. Также Оксанен цитирует сатирические места текста в качестве доказательства того, что Чанг Фрик призывает к российскому вторжению в Швецию.
Оксанен, среди прочего, упоминает трусы Фрика, которые были отправлены в химчистку после того, как их у него одалживал бывший парламентарий от партии «Шведские дипломаты» Павел Гамов. Этот эпизод описывается в репортаже Фрика из Москвы.
Аргумент Фрика: «Я платил за стирку сам — вот мой чек»
«Нюхетер Идаг» решила докопаться до истины в связи с обвинениями о том, что российское государство оплатило химчистку трусов и носков Фрика.
Фрик исследовал свои чеки, и «Нюхетер Идаг» смогла объявить, что за химчистку платила вовсе не Россия: это сделал сам Фрик.
Чек получен от «Рэдиссон» (Radisson Royal Hotel Moscow) и фиксирует «услуги отеля» на сумму 1540 рублей. На чеке стоит дата — 12 сентября 2017 года, 13:30. В этот день Фрик покинул отель и отправился обратно в Стокгольм. Фрик сам хотел самостоятельно оплатить все свои расходы.
«Этот чек я получил, когда платил за стирку трусов и носков. Об этом упоминается и в статьях в "Нюхетер Идаг", посвященных поездке в Россию: там говорится, что "Нюхетер Идаг" компенсировала все мои расходы», — говорит Фрик.
Оксанен перечисляет и другие аргументы
Помимо «стиральных обвинений», Оксанен приводит и ряд других аргументов в пользу того, что «Нюхетер Идаг» распространяет российскую риторику. Один из аргументов — ранее опубликованная в «Нюхетер Идаг» дискуссионная статья Яна Мюрдаля (Jan Myrdal).
«Мы публикуем дискуссионные статьи целого ряда разных полемистов, мы стремимся быть широкой и толерантной платформой. Оксанен очень хорошо знает, что мнения, высказанные в дискуссионной статье, принадлежат ее автору, а не газете, в которой она опубликована», — поясняет Фрик.
«Все мои читатели понимают, что Россия и так знает, где находится Готланд, и я сказал о „выдаче" координат Альмедалена лишь для того, чтобы высмеять Альмедальскую неделю, использовав напыщенную советскую риторику, взятую из русского языка».
«Игнорируя юмор, Оксанен запугивает читателей Expressen и создает впечатление, что я придерживаюсь крайне правых взглядов и искренне призываю стороннюю власть объявить войну Швеции, чтобы сменить нашу демократическую форму правления».
Оксанен также утверждает, что Фрик, который сравнил российские и шведские выборы, пытается приукрасить Россию.
«Когда я сравниваю инциденты с мошенничеством на выборах в Швеции с тем, как дела обстоят в России, у меня нет цели превозносить Россию, я лишь сопоставляют шведские инциденты с обстановкой в стране, которая известна своей коррупцией».
Фрик: «Буду и дальше высмеивать необоснованную паранойю в отношении русских»
Далее Фрик говорит, что Оксанен сознательно дает ошибочное толкование с целью загнать «Нюхетер Идаг» в рамки собственной риторики о подрывной российской пропаганде.
«У читателей "Нюхетер Идаг" нет никаких сомнений в том, что Россия — это страна с проблемами, простите, с "трудными задачами", и что Швеция — независимое государство, которое не хочет, чтобы Россия вмешивалась в наши выборы или нарушала нашу территориальную целостность».
Еще один аргумент Фрика: «Нюхетер Идаг» способствовала расследованию инцидентов, которые как раз могут быть связаны с Россией. По мнению Фрика, со стороны Оксанена было бы более достойно самому об этом упомянуть.
«"Нюхетер Идаг" активно содействовала расследованию странных обстоятельств в связи с поисками вооруженными силами Швеции российской мини-подлодки в шхерах Стокгольма. И именно "Нюхетер Идаг", а не медиа-гигант "Экспрессен", обнаружила сербский след в IT-скандале».
Обвинения в том, что у «Нюхетер Идаг» есть связи с Россией, уходят корнями во внутриполитические дебаты, считает Фрик. В том числе и из-за этого «Нюхетер Идаг» часто высмеивает такую риторику.
«Очевидно, что Россию используют отчасти для того, чтобы распространять паранойю, а отчасти — чтобы поставить под сомнение разоблачения насчет преступлений, мигрантов и критики в адрес СМИ. Это классическая демагогия и способ отвлечь шведскую общественность от фиаско в миграционной политике, которую долгое время поддерживала "Экспрессен"».
«Поэтому мы и высмеиваем ужас перед русскими, паранойю и отвлекающие рассказы о Путине в шведской внутренней политике. Например, когда я написал разоблачение о замалчивании в «Дагенс Нюхетер» (Dagens Nyheter) насильственных действий сексуального характера в парке Кунгстрэдгорден, меня тут же стали подозревать в том, что я действую в российских интересах, чтобы дестабилизировать демократию. Такие аргументы я и дальше буду высмеивать, что бы об этом ни думал Оксанен».