Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Самое главное — сохранить мир

Интервью со спикером президента НКР Давидом Бабаяном.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До того, как приступить к окончательному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, нужно пройти несколько этапов. Например, на первом этапе нужно добиться того, чтобы в Азербайджане сократились или искоренились проявления армянофобии, смягчилась накаленная ситуация, на следующем этапе — чтобы более четко сохранялось перемирие.

Armworld: Как вы оцените краковскую встречу министров иностранных дел Армении и Азербайджана Налбандян — Мамедъяров?


Давид Бабаян: Во-первых, любая встреча важна, потому что они обеспечивают продолжительность мирного переговорного процесса и стабильность, и являются важной составляющей, нацеленной на сохранение мира. Конкретно эта встреча была важна тем, что на ней говорилось о воплощении в жизнь уже достигнутых договоренностей. В частности, министры пришли к соглашению вокруг расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Это то, о чем мы всегда говорили, и подчеркивали, что именно сотрудниками этого офиса должен проводится постоянный мониторинг для сохранения мира и стабильности, сокращения числа нарушений режима прекращения огня.


На встрече говорилось также о внедрении механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения, к этому официальный Степанакерт тоже неоднократно обращался. Должен отметить, что ряд наших предложений, сделанных на разных встречах, сопредседатели Минской Группы ОБСЕ приняли и охарактеризовали их, как важные и интересные. В числе этих предложений также снятие снайперов с границы, воздержание от применения огня в дни национальных, религиозных праздников или в выходные дни. Но все это, к сожалению, терпит крах по вине Азербайджана. Когда Алиев из Баку заявляет, что не допустит существования второго армянского государства, это тут же откликается на границе, раздаются выстрелы.


— В распространенном заявлении после встречи в Кракове отмечалось, что стороны и сопредседатели обменялись мнениями по основным чувствительным вопросам, которые содержатся в рабочих предложениях, лежащих на столе переговоров. Какой спектр проблем включают так называемые «чувствительные вопросы»?


— Во-первых, я не вижу изменений или новшеств в рабочих предложениях, лежащих на рабочем столе. Что касается чувствительных вопросов, то особенно для Азербайджана не чувствительных вопросов не существует. Когда какой-либо турист посещает Арцах (самоназвание Нагорно-Карабахской Республики — прим. ред.), Азербайджан поднимает шум, вспомните что они сделали в связи с Лапшином(от ред. — российский блогер, который был по запросу Азербайджана арестован в Минске и экстрадирован в Баку по причине визита в НКР). Или если спортсмены, певцы Арцаха на разных сценах добиваются успеха, Азербайджану становится не по себе. Уже не говорю о политических визитах. То есть все, что связано с Арцахом, Азербайджан воспринимает очень болезненно, что свидетельствует о том, что Азербайджан — не уравновешенное государство. Считаю, что названные посредниками чувствительные вопросы касаются именно этого спектра.


— По реакции министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова было заметно, что Баку тоже доволен краковской встречей, или же это одна из очередных игр Баку, когда они публично приветствуют переговоры, но на деле предпринимают противоположные шаги?


— Мы не раз становились свидетелями того, как Баку приветствовал то или иное предложение, однако предпринимал абсолютно противоположенные действия, которые были направлены против усилий сопредседателей МГ ОБСЕ. Сейчас Баку делает все, чтобы не допустить расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Они хотят, чтобы офис был расположен в Баку, а не на границе или в приграничных районах, чтобы наблюдатели не могли оперативно реагировать на все нарушения.


А наше мнение иное, мы хотим, чтобы офис имел больше возможностей для постоянного мониторинга границы. Несмотря на то, что Азербайджан для видимости принял предложение сопредседателей, они не прекращают создавать все новые препятствия в этом процессе. Особенно учитывая, что 2018 год будет полон спекуляциями. Кроме этого, в 2018 году исполняется 25-летие территориальных, человеческих, политических и моральных потерь Азербайджана, и 30-летие Арцахского движения. Всем этим они будут спекулировать и на политических, и на дипломатических, и на информационных площадках. Также не исключается, что они прибегнут к провокациям на линии границы, нарушат режим перемирия. Международное сообщество хорошо это понимает и, повышая эффективность постоянного мониторинга, желает укрепить стабильность и мир в регионе.


— Как восприняли в Арцахе следующие идеи, озвученные на ежегодной итоговой пресс-конференции министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова: «Необходим поэтапный подход. Он будет включать в себе вопрос статуса НК», «проблему НК невозможно навсегда урегулировать одним документом»?


— Скажу больше, невозможно урегулировать вопрос только документами, потому что в первую очередь должны измениться подходы Азербайджана, видение. Власти этой страны должны пересмотреть свою философию о государственности, должны устранить армянофобию, которая является разновидностью нацизма. В обратном случае, даже если будут подписаны тысячи соглашений, всеравно, они не будут выполнятся со стороны Азербайджана. В этом-то и проблема. Что касается поэтапного или пакетного подходов, то этот вопрос Азербайджан всегда представляет искаженным. Под поэтапным они подразумевают насильственную аннексию Арцаха — этап за этапом, лелеют надежду, что могут добиться этого, что в действительности невозможно, абсурдно.


Подход Арцаха в этом вопросе известен, все проблемы должны быть урегулированы одним пакетом, то есть все должно быть решено вместе. А наше представление о поэтапном варианте следующие — до того, как приступить к окончательному урегулированию конфликта, нужно идти поэтапно, например, на первом этапе нужно добиться того, чтобы в Азербайджане сократились или искоренились проявления армянофобии, смягчилась накаленная ситуация, на следующем этапе — чтобы более четко сохранялось перемирие. Этап за этапом нужно добиваться укрепления стабильности и мира, после которого станет возможным урегулирование каких-либо вопросов.


То есть, говоря этап, мы понимаем не этапы урегулирования, а этапы изменения видения Азербайджана. Сказанное Лавровым тоже означает это. То, что министр иностранных дел России отметил, что будет включать вопрос статуса НКР, было очень важно. То есть, если Азербайджан по-настоящему стремится к урегулированию вопроса поэтапным путем и готов к каким-то действиям, то первый этап должен начаться с вопросом номер один — признанием статуса Арцаха. Эти слова Лаврова означают, что международное сообщество тоже не рассматривает Арцах в качестве части Азербайджана и основным вопросом считает достижение соглашения по вопросу статуса.


— У России нет плана. Вопрос могут решить только стороны»: утихнут ли хотя бы разговоры о «плане Лаврова» после этого заявления министра иностранных дел России?


— Такие разговоры будет всегда, но это не спекуляции, касающиеся самой проблемы, а мнения некоторых людей, что обусловлено их геополитическим восприятием. А на самом деле это заявление Лаврова отражает подходы тройки сопредседателей Минской группы. Лавров хочет сказать, что они не являются судьями, они лишь посредники и не будут обязывать сторон к чему-либо. А то, что называют планом, было бы обязательством. Для этого Лавров специально подчеркнул, что такого плана не существует. Вместо этого должно быть предложение, сделанное или принятое сторонами. А сейчас самое главное — это сохранение мира. Это уже предложение Минской группы, направленное всем, кто хочет, чтобы стабильность и мир в этом регионе сохранились.


— Интересны также шаги Вашингтона: сначала они предупредили своих граждан не посещать террористическую страну Азербайджан, а конгрессмен Френк Палоун выступил с инициативой «США — Арцах: визиты и контакты», где подчеркивается необходимость устранения искусственных препятствий в вопросе посещений Арцаха и взаимных визитов официальных представителей двух стран.


— И в правду развивается интересный процесс. Сначала США включили Азербайджан в список террористических стран и призвали своих граждан не посещать эту страну. Это последствие опасной политики Баку. Что касается инициативы конгрессмена Палоуна, то она уникальна по своему содержанию. Сначала говорили о необходимости познакомиться с Арцахом, потом об установлении гуманитарных, культурных связей, а сейчас открыто говорят о важности установления политических связей. Такое предложение звучит впервые, и в политических кругах США уже говорят об углублении политических связей с Арцахом. Палоун не рядовой конгрессмен, он обладает широким электоратом, пользуется большим уважением и имеет связи, как в исполнительной власти, так и законодательной, и его инициатива очень важна для нас. Думаю, что круг лиц и стран, которые задумаются об установлении связей с Арцахом и их развитии, расширится.