По сообщению агентства «Ассошиэйтед пресс» (Associated Press), Дональд Трамп одобрил план поставок Украине смертоносного оружия, что добавило догадок к небогатому на события с точки зрения мировой экономики 2017 году. Некоторые аналитики считают, что подобный шаг со стороны Трампа связан с тем, что экономика США все еще находится в том же состоянии, что «при Обаме». Фактически все действия нынешнего президента США неотделимы от американской экономики, и всякий раз он делает именно то, что, как он думает, принесет ей пользу.
Специалист по нефтедолларам сообщил BWChinese, что в 2018 году Трамп будет проверять на прочность российскую экономику с ее ресурсным проклятием. США попытаются увеличить экспорт сланцевой нефти и дальше развивать нефтедолларовую систему. Однако в конце прошлого месяца Россия и ОПЕК договорились продлить соглашение о сокращении добычи нефти, добившись молчаливого согласия со стороны нефтедобывающих государств. Все это совершенно не соответствует интересам США, ведь достижение нефтедобывающими странами консенсуса в том, что касается экспорта нефти и дистрибуции означает ослабление сил Америки, особенно если учесть попытки нефтедобывающих государств во главе с Россией избавиться от нефтедолларовой системы, при которой оценка стоимости и подсчеты ведутся в долларах. Добавим к этому Иран и Венесуэлу, подливающих масла в огонь, и окажется, что положение нефтедоллара уже очень шатко, хотя быстро отказаться от него не получится.
Во всяком случае, сейчас у РФ есть свои рычаги воздействия. Можно победить врага его же оружием, так что все «фишки» России взяты у США. Как упоминала недавно BWChinese, Трамп жаждет осуществления Саудовской компанией Saudi Aramco IPO на Нью-Йоркской бирже, что будет очень важно для США. Однако саудиты выжидают, колеблясь между китайским Гонконгом и британским Лондоном. Также они проводят беспрецедентные экономические реформы. Саудовская Аравия сталкивается с очень шаткой ситуацией на Ближнем Востоке, где в любой момент могут вспыхнуть междоусобицы, поэтому стабильность цен на нефть для нее еще важнее, чем для России. Именно поэтому заключенное в конце ноября соглашение ОПЕК о продлении сокращения добычи нефти является выражением хорошего расположения к России — если она досрочно выйдет из договора, международные цены на нефть (и весь рынок) начнут беспорядочно колебаться, и Саудовской Аравии, уставшей от ситуации на Ближнем Востоке, будет некогда решать эту проблему.
Предположим, что Россия надавит на Саудовскую Аравию. Тогда, во-первых, вопрос о том, где Saudi Aramco совершит IPO, останется открытым. Во-вторых, если Саудовская Аравия, будучи одной из крупнейших нефтедобывающих стран, бойкотирует доллар, ущерб будет нанесен американским интересам. Разумеется, это предположение основано на том, что она еще не переметнулась на сторону США. Несмотря на то, что на протяжении всей своей истории Саудовская Аравия всегда находила выход из ситуации, нынешние события совсем не похожи на то, что было раньше. Ей нужно очень четко осознать, что если она примкнет к США, она не только обидит другую нефтедобывающую страну — Россию, но и, возможно, потеряет часть китайского рынка. Саудитам нужно всегда принимать во внимание то, что Китай — крупнейший в мире импортер сырой нефти.
В общем и целом использование американцами Украины против России все еще является частью политической игры двух мировых держав вокруг нефтедоллара. Проще говоря, «деньги» постоянно меняются, но не так сильно, и США нужно четко понимать, что Россия не станет следующей Венесуэлой.
Недавно министр энергетики РФ Александр Новак заявил: «Страны ОПЕК и Россия будут очень мягко сворачивать сокращение нефти, возможно, в какой-то форме продлят соответствующие мероприятия». «Наша главная задача — восстановить баланс спроса и предложения. Мы стремимся к этому результату, и, если все пройдет успешно, мы добьемся этого в…2018 году». Это, возможно, еще один неоднозначный сигнал от «загнанного зверя» российской экономики странам ОПЕК во главе с Саудовской Аравией.
Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер (Henry Kissinger) говорил: «Если вы контролируете нефть, вы контролируете мировую экономику; если вы контролируете валюту, вы контролируете весь мир». В 2018 году многие страны мира будут все также нервничать и «менять правила игры» в том, что касается нефти и валюты.
Заслуживает упоминания то, что около десяти стран, включая Китай, Россию, традиционно зависящую от нефти Венесуэлу и страны Юго-Восточной Азии во главе с Таиландом, разными способами пытаются избавиться от доллара. Таким образом, будущее нефтедоллара кажется весьма неопределенным.