Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя по своей значимости все пункты повестки визита Сержа Саргсяна были очень важны, тем не менее, самым ключевым событием, конечно, была встреча президента Армении с новоизбранным президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Для подведения итогов визита необходимо обратиться не только к обсужденным вопросам, встречам, но и к геополитическому контексту.

На этой неделе президент Армении Серж Саргсян с рабочим визитом посетил Францию. Визит, по сути, состоял из двух частей: первая в Париже, где президент Саргсян провел встречи практически со всем руководством Франции, и вторая в Страсбурге, где он провел встречи с руководством Парламентской Ассамблеи Совета Европы и выступил на пленарной сессии Ассамблеи.


Хотя по своей значимости все пункты повестки визита Сержа Саргсяна были очень важны, тем не менее, самым ключевым событием, конечно, была встреча президента Армении с новоизбранным президентом Франции Эмманюэлем Макроном. Для подведения итогов визита необходимо обратиться не только к обсужденным вопросам, встречам, кругу их участников, но и к геополитическому контексту и ситуации во Франции, в условиях которых руководитель Армении посетил эту страну.


Противоядие популизма


В прошлом году на президентских выборах во Франции победил не отличавшийся ничем в публичной политике Эмманюэль Макрон, которому в момент вступления в должность не было и 40 лет, он первый в списке самых молодых французских лидеров со времен Наполеона. Однако, беспрецедентность результатов выборов этим не ограничивалась. В истории Пятой республики впервые к власти пришел деятель, который не являлся представителем уже традиционных направлений — правых и левых. При этом, Макрону удалось в первом туре выборов оставить позади представителя Республиканской партии Франсуа Фийона и социалиста Бенуа Амона. А во втором туре он получил поддержку ни одного из них, а сразу обоих.


Изначально аналитики обусловливали эту беспрецедентную консолидацию политического поля феноменом Марин Ле Пен, потому что консолидация была необходима для противостояния выдвинутым Ле Пен экстремистским подходам. Однако, спустя очень короткое время стало ясно, что технократ Макрон, у которого блестящее образование и блестящая финансовая и административная карьера, не только является лучшим «снадобьем» против набирающего на Западе обороты популизма, но и свежим дыханием для застоявшейся политической обстановки. В то же время, он амбициозный политический деятель, который способен восстановить расшатавшийся авторитет Франции.


Спустя еще короткий промежуток времени Макрону удалось оправдать связанные с ним высокие надежды: цепочкой своих решений он дал сигнал и французскому обществу, и внешнему миру, что Францией уже руководит человек, у которого мало общего со своими предшественниками Олландом и Саркози. Подчеркнутое про-европейство, максимализм в вопросе субъектности Франции в мире сразу дали о себе знать. Макрон спустя два месяца после вступления в должность успел провести встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель, председателем Совета ЕС Дональдом Туском, президентами России и США Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. Особенно после встречи с Трампом CNN объявило, что «в золото превращается все то, к чему прикасается Макрон». Причиной были самоуверенность Макрона и стремление диктовать повестку переговоров.


Результаты всех встреч эксперты оценили в пользу Макрона и Франции. Именно это обстоятельство и, пожалуй, помогла Макрону в том, чтобы созданная им партия «Вперед республика», которую сам президент характеризует как «не правую и не левую» в коалиции с другой центричной партией — «Демократическим движением», победила, получив 350 из 577 мандатов на состоявшихся в июне 2017 года парламентских выборах. Фактически Макрону удалось за очень короткое время сформировать новую силу, абсолютно иного качества, которой удалось трансформировать двухпартийную политическую систему Франции.


Есть мнение, что эти впечатляющие достижения являются результатами личных качеств и подходов Макрона, которые, если попытаться сформулировать, то будут звучать так: рациональный и прагматичный подход ко всем вопросам и стремление, чтобы партнеры уважали тебя.


Беспрецедентное армянское присутствие


Беспрецедентные обстоятельства политических реалий Франции не ограничиваются только возрастом президента и его политической ориентацией. Ситуация беспрецедентна также для армян. В процессе обновления элиты Макрон не забыл также очень важный для французского общества сегмент — армянскую общину. В итоге, по результатам состоявшихся в июне парламентских выборов из 5 кандидатов армянского происхождения четыре были избраны депутатами Национального собрания. Это Жак Марилосян, Гийом Касбарян, Даниел Казарян и Надия Эсаян (последняя палестинка, муж которой — ливанский армянин). Следует заметить, что еще одна армянка — Эвлин Рено-Гарабедян, является членом Сената. Это и в правду беспрецедентно, если учитывать, что до этого в парламенте Франции был только один армянин — Патрик Деведжян.


Издалека может показаться, что беспрецедентное представительство является большим достижением, но глубокое изучение показывает, что это всего лишь возможность, которую нужно правильно использовать.


Дело в том, что хотя армянская община Франции и не имела прямого присутствия на политической арене, на протяжении многих лет она поддерживала традиционно тесные отношения, как с правыми, так и с левыми. Естественно, в условиях тектонических сдвигов внутриполитической жизни Франции, армянские организации диаспоры и их лидеры не могли установить прямой эффективный контакт с Эмманюэлем Макроном и формируемой им элитой. А деятели армянского происхождения, которые сегодня включены во французский парламент, в свою очередь, не скрывая свое происхождение и армянские корни, не были вовлечены в жизнь армянской общины, и следовательно, не могут в полной мере представлять интересы армян и Армении.


В этой ситуации, естественно, для продвижения армянской повестки нужно эффективно использовать возможности депутатов армянского происхождения. Понятно, что для вовлечения отстраненных от жизни общины деятелей в это русло встреча с президентом Армении и ее результаты должны быть очень важны.


Готовность к ответному визиту


Изложенное выше описывает общий контекст визита Сержа Саргсяна во Францию. Если коротко, то он, во-первых, преследовал цель установить положительный и впечатляющий контакт со своим французским коллегой, который имеет репутацию восходящей звезды мировой политики, во-вторых, Саргсян хотел мобилизовать потенциал французских армян вокруг новых политических реалий. Сразу отметим, что судя по официальной новостной ленте, обе задачи были эффективно решены.


Визит президента Саргсяна начался с состоявшегося в мэрии Парижа приема, на котором традиционно участвуют также представители армянской общины. На фоне традиционных теплых слов об их вкладе в социально-экономическую жизнь Франции был безусловно впечатляющим и вдохновляющим тот факт, что всемирно известный Париж нашел в чем можно подражать Еревану: будучи признанным самым инновационным городом Европы в прошлом году, Париж получил один миллион евро, которые собирается потратить на создание центра «Тумо», точно такого же, который во время своего последнего визита в Ереван увидел мэр Парижа Анн Идальго.


Не менее важными и впечатляющими были встречи с председателями двух палат парламента Франции. Председатель Национального собрания Франции Франсуа де Рюжи и председатель Сената Жерар Ларшен получили лично у президента Саргсяна ответы на те вопросы, которые их интересовали, начиная с сотрудничества в рамках организации Франкофонии, заканчивая урегулированием карабахского вопроса.


В парламенте, конечно, ключевой была встреча с членами группы дружбы Франция-Армения. Руководитель группы в Национальном собрании Франции армянин по происхождению Жак Марилосян, его заместители — тоже армянин Гийом Касбарян и известный армянскому обществу Валерии Буайе. Примечательно, что Жак Марилосян в своей речи оповестил, что в июне вместе с французскими коллегами собирается посетить Ереван. Более того, он заявил, что они будут работать в направлении расширения экономического сотрудничества и конкретно Гийом Касбарян будет проводить последовательную и интенсивную работу в этом направлении. Комментарии в этом случае лишни: общение с французско-армянскими депутатами получилось эффективным, есть желание сотрудничать. Забегая вперед отметим, что в своей речи Эмманюэль Макрон тоже выразил желание вместе с однопартийцами держать в поле зрения жизнь армянской общины Франции. Уже на следующей неделе он будет участвовать на обеде, организованном Советом, координирующим армянские организации Франции.


Помимо общины, однако, Макрон высоко оценил отношения с Арменией. Судя по приему, оказанному президенту Армении, со всеми почестями французского протокола, по повестке переговоров, включающей широкий спектр вопросов, и настроению во время блиц конференции и озвученным оценкам, общение между президентами Армении и Франции и вправду получилось конструктивным и прошло в атмосфере взаимного доверия. А факт, что Макрон подтвердил свое намерение совершить в течение года государственный визит в Армению, подсказывает, что переговоры на самом деле были эффективными. Всего одним абзацем Макрон передал и свое отношение к Армении, и охарактеризовал ее прошлое и будущее, и свою оценку нынешней ситуации и вызовам. «Я вновь подтвердил, что Франция всегда будет рядом с Арменией. Я, конечно, знаю пройденный после обретения независимости путь, который вы прошли для создания стабильной и демократической страны на месте пресечения Запада и Востока». В политической сфере стремиться к большему, пожалуй, не стоит. В этом смысле достижение Сержа Саргсяна очевидно: стремящийся к мировому лидерству президент Франции публично заявил о том, что Франция рядом с Арменией. Нет сомнений, что то же самое он сделает в Армении, во время ожидаемого государственного визита.


Еще более важно, что Эмманюэль Макрон, как и президент Армении и представители армянской общины Франции, в свою очередь, тоже придал важность оживлению армяно-французский экономических связей. Туризм, возобновляемая энергетика, пищевая промышленность — вот те сферы, в которых, согласно Макрону, французские инвесторы могут и должны инвестировать в Армении, чтобы «добавить динамики экономическим связям». По словам руководителя Франции, в предстоящие месяцы будет объявлено о больших проектах в этой сфере.


Если подводить итоги, необходимо отметить, что Сержу Саргсяну удалось добиться доверия и поддержки амбициозного президента Франции.