В понедельник губернатор Адена Айдарус аз-Зубейди встретился во временной столице с рядом лидеров, аффилированных с Южным сопротивлением, и сообщил, что в связи с эскалацией антиправительственных действий и попыток свергнуть власть в воскресенье в южных провинциях страны будет объявлено чрезвычайное положение.
Это заявление совпало с визитом посла Саудовской Аравии в Йемене, Мухаммеда ибн Аль Джабера в Аден, и его встречей с йеменским премьер-министром Ахмедом бен Дагром, состоявшейся после того, как королевство предоставило два миллиарда долларов в качестве депозита Центральному банку Йемена. Это было сделано в рамках чрезвычайных мер, направленных на то, чтобы остановить резкое падение йеменского риала, курс которого превысил порог в 500 риалов за доллар, что в свою очередь угрожает экономическим крахом в стране, разоренной войной и хаосом за последние шесть лет.
Абу-Даби предпринял ряд эффективных мер, которые предназначены для того чтобы йеменское правительство потерпело неудачу и ушло в отставку. Это позволило бы сформировать новое правительство, которое будет настроено более благожелательно в отношении ОАЭ и облегчит им установление контроля над жизненно важными объектами на юге страны.
Однако Абу-Даби не добились желаемого в связи с чрезвычайными мерами по поддержке правительства со стороны Саудовской Аравии, и поэтому прибегли к следующему шагу — эскалации боевых действий посредством лояльных ей сепаратистских сил, которые сблизились с проиранскими фракциями и за прошедший период установили тесные отношения с хуситским движением. Их объединяет общая вражда по отношению к силам «революции 11 февраля».
На этом сложном этапе истории Йемена, который стал свидетелем множества трагических событий, хуситы получили тайное благословение от президента Хади, и, возможно, также от тех арабских и западных стран, которые его поддерживали. Вероятно, что они оказали на президента давление, чтобы снизить его политическое влияние в будущем. Главными целями сегодняшних действий со стороны сепаратистов являются президент Хади и его правительство, что усложняет ситуацию не только для президента, но и всех игроков на йеменской арене.
Таким образом, сторона, которая оказалась в тупике в связи с эскалацией боевых действий в Адене, городе, который президент объявил временной столицей страны, это коалиция, и она должна будет оправдать причину этой эскалации в регионе (не знающим стабильности с 2015 года), который она контролирует с точки зрения безопасности и где действуют подчиняющиеся ей группировки.
Министерство внутренних дел выступило с жесткой позицией в отношении действий сепаратистов в Адене и заявило, что его компетентные органы в координации с силами арабской коалиции будут делать все необходимое, чтобы обеспечить безопасность региона, общественное спокойствие и сохранность общественной и частной собственности. Как было сказано, те, кто будет действовать вразрез с их решениями, будут нести полную ответственность за последствия своих действий.
Такое заявление предполагает возможность начала опасного развития событий в том случае, если сепаратисты решат продолжить боевые действия, особенно если учесть отказ лидеров Южного сопротивления следовать решениям Южного переходного совета, который возглавляет Айдарус аз-Зубейди. Сепаратисты считают, что это незаконный орган, который не имеет полномочий объявлять чрезвычайное положение.
Сепаратисты не только угрожают свергнуть легитимную власть, но и вовлечь страдающий от исторических ран юг страны в новое региональное противостояние, возможно, ещё более кровавое, чем раньше, худший примером чего являются события 13 января 1987 года (скорей всего речь идет о 13 январе 1986 года, когда в Адене, который на тот момент являлся столицей Народной демократической республикой Йемен, генеральный секретарь партии жестоко зачистил внутрипартийную оппозицию — прим. ред.).
Причина проблемы заключается в нынешней структуре переходного органа, который управляет йеменским государством на данном этапе и в основном состоит из политических и военных деятелей с юга страны, возглавляемых президентом Абд Раббо Мансуром Хади.
Это означает, что сползание к насилию, к которому стремятся сепаратисты, снова призовет к жизни региональные идентичности, которые, руководствуются силой оружия и сепаратистскими доктринами, нацеленными на отделение в ущерб целостности йеменского государства.