Ветер напряженности идет с Востока на Запад, достигая новых арен. Причиной тому является вакуум, возникший в результате упадка старого колониализма и тот факт, что сегодняшняя международная система с дипломатической и стратегической точек зрения зиждется на двух полюсах — России и США. Эти две державы могут осуществлять военное вмешательство в любой точке мира и влиять на процесс урегулирования конфликтов. Необходимо более внимательно взглянуть на цели американского и российского присутствия на сирийской арене и учесть явное соперничество между этими двумя центрами силы на Ближнем Востоке, где конкуренция приняла серьёзный оборот и близка к тому, чтобы стать причиной провала концепции политической разрядки.
Это происходит в свете усиления роли России в результате неудовлетворенности нынешним международным порядком и ее усилий по восстановлению своего международного статуса. «Арабская весна» подтолкнула Москву вмешаться, чтобы предотвратить попытку Запада разжечь «российскую весну» по образцу цветных революций в соседних странах. Российская экспансия в южном направлении не является чем-то новым, но она развивается все больше и больше, в то время, как на юге распространяется шиитское влияние.
Поскольку на протяжении истории российская политика по отношению к своим соседям основывалась на оказании давления и угрожающих политических манёврах, это привело к тому, что в течение последних двух столетий страна вела около 12 войн с Турцией, а также трижды вторгалась в Иран. Российские интересы не сильно изменились после распада Советского Союза, и страна продолжала следовать политике участия в конфликтах на Ближнем Востоке, однако при всём этом она извлекла уроки из поражения в Афганистане и падения своих союзников в регионе. Россия поняла, что альянсы в этом регионе по своей природе изменчивы и здесь нет постоянных союзников или врагов. Это понимание подтолкнуло ее расширить сеть региональных отношений, чтобы она включала большинство стран Ближнего Востока и региональных негосударственных субъектов.
К тому же Москва преподала Соединенным Штатам и другим западным странам урок, как совершать военные интервенции, когда ей удалось укрепить власть Асада в Сирии, обеспечить свои интересы при помощи союзников (Иран) и воспользоваться в этих целях их вооруженными отрядами. Эти меры представляют собой новое явление, совершенно отличное от того, что мы знали о России на протяжении прошедших трех десятков лет. Эти шаги позволили российскому государству укрепить военное влияние непосредственно на севере Персидского залива и распространить его на соседние с ним страны на фоне регионального климата, в котором сегодня царят хаос и нестабильность.
Это привело к расколу внутри широкого пояса арабских государств. Большая часть этих потрясений становится темой публикаций в западных СМИ, в то время как некоторые из них, как, например, события в Иране, явно угрожают политической ситуации в регионе Персидского залива в целом. Во всех случаях Россия остаётся в выигрыше, поддерживая все изменения, которые могут произойти в регионе, бурление в котором открывает для России новые возможности и подталкивает ее ими воспользоваться. Российские политики сосредоточены на том, что Персидский залив близок к российским границам. Они также указывают на то, что не могут бездействовать перед тем, что происходит вокруг этого региона. Они доказали Америке и Европе, что в этой части мира не могут идти переговоры.
Помимо этого, следуя подобной непрямой стратегии, они устанавливают баланс между различными видами силы в опасных регионах, находящихся между миром и войной. Такого величия можно достичь в подходящий момент, не идя при этом ни на какие риски. Этой стратегии невозможно противостоять, не только по причине ее непрямого характера, но и потому, что правдоподобия скорой ответной реакции недостаточно.
Абделла ибн Карим Аль-Аттият — член регионального совета, генерал-майор