После прихода в Аргентине к власти политического блока «Камбьемос» (Давайте изменим, — прим. перев.) наметилось явное сближение в отношениях с США. Процесс нормализации в отношениях двух стран начался в декабре 2015 года, после победы Маурисио Макри во втором туре президентских выборов в Аргентине. На протяжении 2016—2017 годов президент Маурисио Макри делал все возможное, чтобы продемонстрировать свою прозападную ориентацию, в первую очередь, США, а также отказ от левоцентристской политики «киршнеризма», проводимой Кристиной Фернандес де Киршнер.
Макри избегал чрезмерной близости с Вашингтоном. Так, при голосовании в ООН по тем или иным резолюциям, позиции двух стран в 2016 году совпали на 52,6%.
После визита президента США Барака Обамы в Буэнос-Айрес было подписано несколько экономических соглашений, и речь пока не идет о процессе формирования политического альянса с Вашингтоном.
По таким важным для Буэнос-Айреса и Вашингтона вопросам, как положение в Венесуэле и отношения с Ираном, аргентинский МИД негативно отнесся к призывам консервативного крыла конгресса США занять жесткую позицию. Аргентина критически отнеслась и не вняла просьбам Соединенных Штатов (и Франции) направить воинский контингент в Африку для урегулирования религиозных споров и борьбы с террористическими организациями.
После победы на выборах президента Дональда Трампа, Аргентина заняла выжидательную позицию, чтобы оценить новый внешнеполитический курс Вашингтона. Со второй половины 2017 года администрация Макри взяла на вооружение так называемый принцип «одностороннего движения» на международной арене. В международных отношениях принцип односторонности — это такой тип поведения государства, когда оно стремится обеспечить свои национальные интересы и ценности в одностороннем порядке, не принимая во внимание интересы других стран, за исключением случаев, когда они является стратегическими и угрожают существованию самого государства.
Принцип односторонности характерен для страны, которая, ставит на первый план защиту своих интересов, не отказываясь при этом от многостороннего подхода к решению той или иной проблемы (учитывая свою периферийность) и соглашаясь идти на уступки державе ради достижения собственных целей.
Примером может служить решение Аргентины открыть свой рынок для ввоза в страну американской свинины. Такое решение было принято в августе 2017 года после визита в Буэнос-Айрес вице-президента США Майка Пенса (бывшего законодателя и губернатора штата Индиана).
Следует отметить, что Аргентина вполне самодостаточная страна, которая на 90% удовлетворяет свои потребности в сельскохозяйственной продукции, а штат Индиана является одним из крупнейших производителей свинины в США.
Шесть дней спустя министерство торговли США объявило (и подтвердило в конце года) об увеличении пошлин для аргентинского биодизельного топлива, обосновав свое решение тем, что в южноамериканской республике существуют субсидии для этого сектора. Биодизель является основной статьей экспорта Аргентины в США. В 2016 году доходы от поставок достигли 1,2 миллиарда долларов.
Кто-нибудь заметил повышение пошлин США на биодизель?
В январе 2018 года новый аргентинский посол в Вашингтоне Фернандо Орис де Роа в интервью «Кларин» (Clarin) заявил: «У США есть политический интерес к Аргентине, а у нас к ним есть экономический интерес. США заинтересованы сотрудничать с нами по вопросам безопасности, борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков… Наша задача состоит в том, чтобы наладить тесное сотрудничество с американцами во всех этих сферах, а также поддерживать Вашингтон на мировой арене. Надо сделать так, чтобы наша политическая поддержка США привела бы к позитивному развитию двустороннего экономического сотрудничества».
Не желая того, посол призвал строить отношения с США на основе внешнеполитического курса, который доминировал в Аргентине 90–е годы. Вероятно, новое коалиционное правительство, которое объединяет представителей «Республиканского предложения», «Гражданского радикального союза», «Гражданской коалиции» забыли, что такого рода политика привела к политическому и экономическому кризису, разразившемуся в Аргентине в начале 2000–х годов.
Неужели в администрации президента Аргентины есть люди, который верят в то, что угождая Вашингтону в политической сфере, мы сможем получить экономические и инвестиционные преференции?
Я обозначил лишь некоторые проблемы глобального масштаба, которые будут актуальны в 2018 году. Надеюсь, что правительство откажется от уступчивого одностороннего подхода к сотрудничеству с Вашингтоном, разработанного в 2017 году, и направит свои усилия на защиту коллективных и стратегических интересов Аргентины.
Хуан Токатлян — профессор Университета Торкуато ди Телла