Если Владимир Путин на самом деле надеялся на то, что президентство Дональда Трампа принесет пользу России, первый год этого самого президентства, должно быть, принес ему горькое разочарование. Сейчас нет никаких доказательств того, что предпочтения России оказывают влияние на политику администрации Трампа.
Возможно, именно поэтому некоторые аналитики нашли довольно любопытной статью, недавно опубликованную в Daily Beast, где говорится, что высокопоставленный член Совета национальной безопасности Трампа Кевин Харрингтон (Kevin Harrington) порекомендовал вывести американские войска из Восточной Европы, чтобы втереться в доверие к России. Это, как утверждает автор статьи, «похоже на прибыль от инвестиций России в Дональда Трампа, сделанных в период предвыборной кампании».
Несомненно, это является всего лишь предположением анонимного источника, но, если это правда, дела плохи. Далее в статье говорится, что, как отметил второй анонимный источник, «предложение Харрингтона было вежливо отклонено — в самом начале эпохи Трампа». Какое облегчение.
Да, то была ужасная, опасная и невероятно глупая идея. Но ее отвергли. Никому даже в голову не могло прийти пытаться воплощать ее в реальность — в отличие от всех тех эпизодов, когда представителям администрации Обамы приходили в голову идеи об уступках России, и когда эти замыслы воплощались в жизнь.
Ниже я перечислю всего пять примеров того, как администрация Обамы обдумывала, а затем воплощала в жизнь решения, которые помогли России и навредили США.
1. Администрация Обамы не отреагировала на кибератаки России и ее вмешательство в выборы
Хотя нет никаких убедительных доказательств того, что Россия действительно повлияла на исход президентских выборов 2016 года, разведывательное сообщество США считает, что за несколько месяцев до выборов Россия вмешалась в процесс, чтобы посеять разногласия и подорвать веру в американские демократические институты. Администрация Обамы знала об этом задолго до выборов. Однако президент Обама принял решение не выступать с публичной критикой в адрес России и не информировать американский народ.
Его администрация привлекла внимание американской общественности к этому вопросу только в октябре, всего за несколько недель до выборов. На слушаниях по этому вопросу демократ и член Палаты представителей Адам Щифф (Adam Schiff) спросил министра внутренней безопасности Джея Джонсона (Jeh Johnson): «Почему вы сочли правильным не сообщать американскому народу о длительности и масштабах кампании русских по вмешательству в выборы, чтобы не создалось впечатление, будто вы вмешиваетесь? Разве общественность не должна была знать правду?»
Все верно. Даже Том Донилон (Tom Donilon), бывший советник Обамы по вопросам национальной безопасности, считает, что Обаме следовало призвать Россию к ответственности гораздо раньше, чем это сделала его администрация.
Кроме того, российские хакеры атаковали США на протяжении всего президентства Обамы. Русские крали американскую интеллектуальную собственность и совершали атаки на частные компании, Nasdaq, банки, правительственные агентства, включая Пентагон.
2. Администрация Обамы уступила России роль лидера в Сирии
Исламская республика Иран финансирует и экспортирует терроризм, что непосредственным образом связано с гибелью американских солдат. Сирия — это государство-марионетка Ирана, и в 2011 году взбунтовавшийся народ Сирии бросил вызов своему жестокому диктатору Башару аль-Асаду. В 2015 году президент Обама объявил о своей печально известной красной линии, пригрозив, что армия США ответит, если Асад применит химическое оружие против сирийского народа.
Позже в 2015 году Асад применил химическое оружие, в результате чего погибло более 1,5 тысяч человек. Президент Обама не смог сдержать свое обещание о красной линии, сделав выбор в пользу соглашения с Россией, предполагавшего утилизацию сирийского химического оружия. Когда Сирия передала США и России часть своего химического оружия, Обама поторопился объявить о своей победе, заявив: «Именно благодаря американской дипломатии, подкрепленной угрозой применения силы, стало возможным уничтожение химического оружия Сирии».
Спустя несколько месяцев госсекретарь Джон Керри (John Kerry) похвастался: «Мы заключили сделку, которая позволила изъять 100% химического оружия». Это было неправдой. Асад продолжил применять химическое оружие против собственного народа. По словам бывших чиновников администрации Обамы, неспособность Обамы наказать Асада и добиться исполнения запрета на применение химического оружия была напрямую связана со стремлением его администрации угодить России и ее союзнику Ирану.
3. Администрация Обамы отказалась от американских систем ПРО в Восточной Европе
Правительство России активно возражало против планов администрации Буша развернуть баллистические ракеты в Польше и Чешской Республике. Это объяснялось тем, что такие системы ослабят эффективность российских наступательных сил.
Это всегда было чушью. Предусмотренные этой системой ПРО 10 перехватчиков и радиолокационная установка не смогли бы справиться с мощными российскими наступательными силами. Американские чиновники планировали, что развертывание этой системы обеспечит дополнительную защиту территорий США и их европейских союзников от иранских баллистических ракет большой дальности. Развертывание этой системы в Польше позволило бы эффективно сбивать иранские ракеты. Россия возражала против этого, потому что развертывание систем ПРО потребовало бы присутствия американских военных в Польше.
Польское и чешское правительства проявили мужество, взяв на себя ответственность и добившись развертывания этих систем, поскольку они понимали, что это разозлит российское правительство. Именно поэтому инициатива по развертыванию систем ПРО приобрела гораздо большее политическое значение, перестав быть только лишь защитой от удара вражеских ракет. Потом, в 2009 году, когда президент Обама начинал реализацию своих планов по «перезагрузке» отношений с Россией, он решил отказаться от развертывания систем ПРО в Польше и Чехии.
Польские газеты назвали его решение предательством, а некоторые польские политики публично предположили, что США при президенте Бараке Обаме, возможно, хотят лишить Польшу статуса союзника. В 2012 году, все еще пытаясь понять причины отказа от развертывания систем ПРО, президент Польши Бронислав Коморовский сказал: «Наша ошибка заключалась в том, что, приняв предложение американцев о развертывании системы ПРО, мы не приняли во внимание те политические риски, которые могут быть связаны со сменой президента… Нам пришлось заплатить за это высокую политическую цену». Ян Видим (Jan Vidim), член чешского парламента, сказал в интервью Associated Press: «Если администрация США в будущем обратится к нам с какой-либо просьбой, я решительно выступлю против этого».
Сторонники Обамы будут доказывать, что отказ от этих планов был обусловлен неэффективностью системы, и что администрация просто хотела создать другую архитектуру противоракетной обороны. В 2010 году WikiLeaks опубликовал документы Госдепартамента, доказавшие, что одним из главных мотивов отказа от развертывания системы ПРО в Польше стало стремление задобрить Россию.
Между тем президент Обама продолжил использовать систему ПРО в качестве аргумента на переговорах с Россией. Спустя три года произошел известный инцидент с невыключенным микрофоном: все услышали, как президент Обама в разговоре с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым попросил того передать Путину — тогда он был премьер-министром России — что Обама хочет иметь больше «свободы» во «всех этих вопросах, в частности, в вопросе ПРО», и что после своего переизбрания Обама готов демонстрировать «больше гибкости» в отношениях с Россией.
4. Администрация Обамы позволила России продавать С-300 Ирану
Если бы США или Израиль решили, что им необходимо разбомбить иранские ядерные установки, у иранцев не было бы эффективной системы противоракетной обороны, которая могла бы сбивать вражеские самолеты. Однако русские продали Ирану мощные зенитно-ракетные комплексы С-300.
США много лет мешали России сделать это, угрожая ей санкциями, если она посмеет пойти на такой шаг. Но в попытке заключить соглашение по иранской ядерной программе администрация Обамы в 2010 году решила не запрещать России продажу комплексов С-300 Ирану. В результате Россия доставила свои комплексы в Иран, а Иран поспешил развернуть их вокруг своего завода по обогащению урана в Фордоу. Тогда администрация Обамы отказалась вводить санкции против России несмотря на то, что она нарушила законы, запрещающие продажу оружия Ирану.
5. Администрация Обамы проигнорировала тот факт, что Россия нарушила соглашения
Американские конгрессмены от обеих партий были в ярости, не получив от администрации Обамы ответа на свои вопросы касательно сообщений о том, что Россия нарушает условия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанного в 1987 году президентом Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым. В 2014 году администрация Обамы, наконец, публично признала, что Россия начала нарушать условия этого договора еще в 2008 году.
Но этот эпизод оказался особенно удручающим в связи с тем, что администрация Обамы заключила с Россией еще одно соглашение о контроле над вооружениями, новый договор по СНВ, и провела его через Сенат, в то время как Россия нарушала Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. (К слову, Россия до сих пор его нарушает.)
Пока администрация Трампа занимается реализацией ряда инициатив, которые позволят укрепить национальную безопасность США, несмотря на все возражения России. Сюда относятся ее решения в области энергетической политики, ее решение предоставить Украине летальное оружие, противостояние росту влияния Ирана, инвестиции в вооруженные силы США и укрепление американских ядерных средств и сил сдерживания, а также системы ПРО.
Администрации Трампа стоит продолжить в том же духе, и, если вдруг она свернет с этого пути, то она будет заслуживать всю ту критику и осуждение, которые обрушатся на нее со всех сторон. К счастью, создается впечатление, что эпоха политики умиротворения России закончилась вместе со вторым президентским сроком предшественника Трампа.