Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иордания и Россия: что насчет нового сближения?

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин и король Иордании Абдалла Второй Бен Аль-Хусейн во время встречи в конференц-центре "Король Хусейн Бен Талал". 26 июня 2012
Президент России Владимир Путин и король Иордании Абдалла Второй Бен Аль-Хусейн во время встречи в конференц-центре Король Хусейн Бен Талал. 26 июня 2012
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На завтра запланирована встреча иорданского короля Абдаллы II и президента России Владимира Путина. По многим региональным вопросам у Москвы и Аммана взгляды совпадают. И признаки сближения двух стран уже стали отчетливо проявляться. Но иорданскому руководству придётся принять еще множество сложных решений: королевство все ещё находится в орбите влияния США.

Начнём с того, что политика — это своего рода «язык интересов», который способствует реализации интересов государств и отражает их прагматизм. Именно прагматизм сегодня побуждает всех ближневосточных игроков искать «поэтапные» решения для защиты от разгорающегося в регионе пожара и крупных военных проектов, направленных на то, чтобы устроить «адский» хаос на Ближнем Востоке. Таким образом, вполне естественно, что сегодня мы слышим о совпадении (в определённой степени) взглядов и мнений некоторых региональных государств касательно того, что происходит в арабском мире, а также между глобальными силами, влияние которых на Ближнем Востоке растёт. На этот раз цель состоит в том, чтобы избежать эскалации кризисов, с которыми сталкивается регион, а также ухудшения экономической, политической и социальной ситуации в некоторых его странах. Эти факторы заложили основу для нового сближения между Амманом и Москвой в будущем.


Признаки «поэтапного» сближения между двумя странами стали отчетливо проявляться в последнее время, особенно в свете будущего визита иорданского короля в Москву и его встречи с президентом России, а также поддержки Иордании российской кампании по борьбе с терроризмом и координации действий двух стран в этой сфере на юге Сирии. Все это происходит на фоне недавней эскалации боевых действий в этой стране после сионистской агрессии в пригороде Дамаска, на которую сирийское руководство ответило тем, что сбило три сионистских истребителя. Таким образом, неудивительно, что в качестве первого результата этого сближения и координации между странами мы наблюдаем некоторое совпадение взглядов двух столиц по региональным вопросам, будь то по ситуации в Ираке, Сирии или Йемене. Причиной этого прогресса является пересечение стратегических интересов и видения иорданского режима, стремящегося стабилизировать неспокойный регион, конфликты в котором могут негативно отразиться на ситуации внутри Иордании, и российского государства, которое начало полномасштабную войну с терроризмом в регионе, чтобы защитить себя и поддержать своих союзников.


Конечно, здесь следует отметить, что эта конвергенция, если она превратится в реальное партнерство, положит начало новому этапу в развитии региональных событий и заново «смешает все карты», способствуя конструктивной работе над поиском решений ближневосточных проблем.


Тем не менее есть ряд факторов, ограничивающих российско-иорданское сближение. Это в первую очередь касается противодействия со стороны Соединённых Штатов и некоторых стран Персидского залива. Так, усиливается внешнее давление на иорданский режим с целью предотвратить его сближение с Россией и Ираном. Кроме того, в последнее время стали возникать противоречия между лицами, принимающими решения в самом королевстве. Эти противоречия свидетельствуют о действительной необходимости отказа Иордании от следования политике Соединённых Штатов и стран Персидского залива в пользу Москвы и Тегерана. Это изменит соотношение союзов Иордании в свете быстроразвивающихся событий на Ближнем Востоке. И сегодня в некоторых кругах иорданского руководства начинают говорить о необходимости арабо-иранской координации, которая может способствовать прекращению этно-конфессиональных конфликтов в регионе, а также о необходимости координации между арабами и Россией с целью нахождения путей урегулирования региональных кризисов.

 

© РИА Новости Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкМинистр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Иордании Айман Сафади во время подписания совместных документов в Аммане. 11 сентября 2017
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Иордании Айман Сафади во время подписания совместных документов в Аммане. 11 сентября 2017


Здесь следует подчеркнуть тот факт, что некоторые лица, принимающие решения в Иордании, стали предпринимать реальные шаги в этом направлении, чтобы режим постепенно смог выйти из зоны влияния ряда стран Персидского залива, в первую очередь Саудовской Аравии, и расширить свои связи с другими региональными и международными игроками. В настоящее время появляются все новые свидетельства того, что иорданское государство находится в нестабильном с точки зрения политики и безопасности географическом окружении — Палестина, Ирак, Сирия — и сталкивается с рядом серьёзных внутренних политических и экономических проблем.


Все это в определённой степени способствует совпадению взглядов иорданского и российского руководства по региональным вопросам. Обе страны осознают опасность угроз на нынешнем этапе, когда в регионе разворачиваются важные и неоднозначные события. Пусть и временно, но это подталкивает две страны к сотрудничеству.


В завершение нужно отметить, что, по мнению наблюдателей, российское и иорданское государства обладают некоторыми преимуществами, благодаря которым они способны взаимодействовать с региональными державами в целях спасения региона от хаоса, однако необходимо, чтобы это сближение превратилось в полноценное партнёрство. Для этого обеим сторонам нужно ещё много работать, а иорданскому руководству придётся принять множество сложных решений, связанных с тем, что королевство все ещё находится в орбите влияния Соединённых Штатов и стран Персидского залива.