Когда-то он считался самым богатым человеком России, а потом на протяжении десяти лет был самым известным ее заключенным. Теперь Михаил Ходорковский хочет примерить на себя новую роль — роль крестного отца российской демократии.
Ходорковский играет в долгую игру, заглядывая далеко вперед, за пределы мартовских президентских выборов в России, которые гарантированно предоставят президенту Владимиру Путину еще один шестилетний мандат.
В обширном интервью The Associated Press накануне голосования Ходорковский предупреждает, что санкции США и Евросоюза против России не столько вредят Путину, сколько подкрепляют его внутреннюю повестку дня, и предсказывает дальнейшее ухудшение российско-американских отношений в течение следующего путинского срока.
«Для него и тех, кого он представляет, Америка хороша только в качестве врага», — сказал Ходорковский.
Находящийся в изгнании и вынужденный управлять своим политическим движением удаленно из Лондона Ходорковский, похоже, отказался от собственных президентских амбиций: 54-летний олигарх ищет молодых протеже, которые с большей вероятностью смогут пережить 65-летнего Путина.
«Я могу делать что угодно и все равно умру при Путине. Те, кому сегодня 20 или 30, планируют, как они будут жить потом», — сказал превратившийся в диссидента олигарх, который десять лет провел в тюрьме — как считается, в наказание за свое политическое честолюбие.
Ходорковский лишился большей части принадлежавших ему активов, однако оставшееся состояние — около полумиллиарда долларов — он тратит на проект, посвященный переосмыслению российской политической системы. Он хочет передать больше полномочий парламенту и региональным законодательным органам.
Мысли о будущем занимают не его одного. Поскольку итоги голосования 18 марта известны заранее, многие оппоненты Путина предпочитают сосредоточить свое внимание на том, что произойдет в 2024 году, когда закончится его срок — или же заглядывают в еще более отдаленное будущее.
Ходорковский призывает людей «встать с дивана» и пойти на мартовское голосование, тем самым выступая против бойкота выборов, предложенного лидером российской оппозиции Алексеем Навальным. Сам Ходорковский не может участвовать в президентской гонке из-за недавней судимости.
Его голос на выборах может достаться Ксении Собчак, 36-летней российской телеведущей. Но Ходорковский предлагает ей сперва разъяснить собственные позиции и доказать, что ее кампания являет собой не просто легкомысленную попытку внести долю полемики и гламура в эту по сути лишенную интриги гонку.
«Я еще не знаю, буду голосовать за нее — или же перечеркну всех кандидатов и напишу: „Мне надоел Путин"», — признался Ходорковский.
По словам олигарха, Навальный слишком сосредоточен на захвате власти, чтобы представлять собой жизнеспособное решение. Навальному также запретили составить конкуренцию Путину на мартовских выборах из-за приговора, который его сторонники называют политически мотивированным.
«Нам не нужен царь, все равно какой: хороший или плохой. Нам нужны люди, готовые к поиску консенсуса», — сказал Ходорковский.
На вопрос о том, хочет ли он баллотироваться на пост президента в 2024 году, Ходорковский сказал: «Я против любого, кто стремится занять место Путина. По-моему, эта позиция обречена».
Вопреки слухам о том, что бывший нефтяной магнат после своего освобождения из тюрьмы в 2013 году начнет выстраивать политическую карьеру, Ходорковский сегодня обдумывает долгосрочную стратегию: десятилетний план подготовки в России более прочных гражданских и политических основ к тому моменту, когда с путинским режимом будет «покончено».
Ходорковский готов обеспечивать финансирование альтернативным лидерам, особенно из молодежи. Но он не хочет революции — ему нужна эволюция, которая делает упор на политике, а не на личностях.
«Если речь идет о парламентской системе и нужен президент, этот человек должен иметь самые скромные амбиции», — сказал он.
И сам Ходорковский таким человеком, вероятнее всего, не будет.
Он знает, что очень многие в России недолюбливают его за то, что в бурные 1990-е, когда большинство жителей страны едва сводило концы с концами, он сколотил миллиарды. Известный своей суровой решимостью в бизнесе Ходорковский за гроши скупал находившиеся на грани банкротства государственные компании, снова делал их прибыльными, а полученную в результате власть использовал для того, чтобы вытеснять конкурентов и миноритарных акционеров.
На вопрос о том, как он ответит русским, которые видят в нем вора, Ходорковский глубоко вздыхает и упирается взглядом в стол. После паузы он называет свое богатство «справедливым вознаграждением» за собственную работу.
Правда в отличие от других российских олигархов Ходорковский, переживший длительное пребывание в тенетах зловещей российской пенитенциарной системы и устраивавший правовые битвы в рамках коррумпированной и проблемной системы правосудия, теперь обладает исключительным моральным авторитетом.
И его деньги не пропадают даром: они идут на финансирование политического движения «Открытая Россия», выступающего в защиту оппозиционных политиков, на оказание юридической поддержки в случаях нарушения прав, а также на управление медиа-проектами.
Ходорковский был помилован в 2013 году, но Кремль продолжает видеть в нем угрозу — доступ к сайту «Открытая Россия» и другим связанным с ним доменам заблокирован в России с середины декабря.
Ходорковский «является значимой фигурой до тех пор, пока у него есть политическое движение… он желает сохранить свои возможности открытыми», считает Алексей Макаркин из московского Центра политических технологий.
«Он может рассчитывать на некоторую общественную поддержку — довольно небольшую, но таковая есть», — говорит Макаркин, и это может быть полезно в том случае, «если государственная машина окажется не столь долговечной, как ожидалось, и внезапно рухнет».
Тем временем Ходорковский путешествует по Европе и США, где встречается с единомышленниками из России, вкладывает деньги в недвижимость и читает лекции в университетах.
Его озадачивают стихийные попытки российских спецслужб вести за ним слежку, но он уже не опасается за свою жизнь, отклоняя соответствующий вопрос небрежным пожатием плечами.
Между тем тональность его голоса меняется, когда он честит своих врагов — в том числе нынешних российских олигархов, которые, по его мнению, слишком заинтересованы в текущей системе, чтобы противостоять Путину. По словам Ходорковского, недавний позорный список богатых и могущественных россиян, подготовленный Соединенными Штатами, означает, что сегодня перед олигархами встает роковой выбор.
«Либо оставаться и работать в путинской России, сознавая, что с этого момента для них закрыты возможности за пределами страны. Либо сказать „довольно", что-то мы подзаработали, и теперь нам нужно выйти из этой игры, пока еще не слишком поздно», — сказал он.
Ходорковский также разочарован тем, что санкции США и ЕС, вызванные присоединением Крыма Россией в 2014 году и поддержкой, которую русские оказывают сепаратистам на востоке Украины — только льют воду на мельницу Путина, утверждающего, что проблемы россиян создаются Западом.
Представители США «говорят: „Санкциями мы помогаем российской оппозиции". Нет, не помогаете», — сказал он.
Вместе с тем Ходорковский не разделяет мнения о том, что в 2016 году Путин организовал вмешательство с целью обеспечить избрание Дональда Трампа.
«Америка — мощная демократическая система, и ни один царь, даже с лояльными ему войсками хакеров, не способен эту систему покоробить», — заявил он.